Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Омского областного суда от 05.02.2013 N 3-2/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21.07.2009 N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. № 3-2/13

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Калининой К.А.
с участием прокурора Поповой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 февраля 2013 г. в городе Омске гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лузинское молоко" (далее ООО "Лузинское молоко") о признании недействующим пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 28 июня 2012 г. № 1459-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области"),

установил:


Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 ноября 2010 г. № 318 принят Закон Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который подписан Губернатором Омской области и официально опубликован в газете "Омский вестник" № 92 от 17 декабря 2010 г.
Пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ) предусмотрено, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
ООО "Лузинское молоко" обратилось в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ).
В обоснование заявленных требований указано, что организация для выполнения квоты обязана принять инвалидов, трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется ООО "Лузинское молоко" по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо при самостоятельном обращении инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат ст. ст. 20, 21, 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 1 ст. 12, ст. ст. 13, 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и возлагают на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты.
В судебном заседании представитель ООО "Лузинское молоко" Штейнер В.Н. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в настоящее время квота для приема на работу инвалидов для ООО "Лузинское молоко" установлена в числе 7 человек, трудовую деятельность осуществляют 4 инвалида. Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области проведена проверка, по результатам которой вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, на общество возложена обязанность по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Решением Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2011 г., вступившим в законную силу 8 февраля 2012 г., в удовлетворении требований о признании предписания незаконным отказано со ссылкой на положения пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ) о невыполнении квоты.
Полагает, что вопрос социальной поддержки и обеспечения занятости инвалидов урегулирован законодательством Российской Федерации, Омская область как субъект Российской Федерации, осуществляя по этому вопросу собственное правовое регулирование, не вправе нарушать права организаций (работодателей), возлагая на них дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством.
Представитель Законодательного Собрания Омской области Ларионова Е.Н. заявленные требования не признала, указывая, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования. Закон Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" в оспариваемой части не противоречит ни одному из нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Дополнительно пояснила, что оспариваемые положения закона не налагают на работодателя обязанностей по поиску инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты. Пунктом 1 статьи 7 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" предусмотрено, что трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляются организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию (том 1, письменный отзыв л.д. 73 - 76).
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержав правовую позицию по делу представителя Законодательного Собрания Омской области. Дополнительно пояснила, что положения пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" не возлагают на работодателя какой-либо дополнительной обязанности, не предусмотренной федеральным законодательством, а свидетельствуют о том, что с момента выполнения квоты работодатель освобождается от обязанности приема на работу инвалида в счет квоты (том 1, письменный отзыв л.д. 108 - 112).
Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Тарабанов А.И. в судебном заседании 21 - 28 января 2013 г. заявленные требования не признал, пояснил, что оспариваемая норма Закона не противоречит положениям федерального законодательства, а конкретизирует их, определяя момент исполнения обязанности работодателя по квотированию рабочих мест (том 1, письменный отзыв л.д. 227 - 228).
Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Чередова Е.А. заявленные требования не признала, в судебном заседании пояснила, что ООО "Лузинское молоко" вынесено предписание за невыполнение квоты, поскольку не были созданы (зарезервированы) рабочие места для инвалидов. Какие-либо права общества как работодателя оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, дополнительные обязанности не возложены.
Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Лубянов К.В. заявленные требования также не признал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Поповой М.Н., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Совместное ведение Российской Федерации и субъектов в ее составе означает совместное осуществление полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также их общую ответственность за состояние дел в этих сферах. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, а в законодательстве субъектов Российской Федерации правовое регулирование осуществляется на основе этих принципов применительно к условиям каждого субъекта.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения (подпункт 1 пункта 1 ст. 7.1 Закона).
Таким образом, в силу вышеназванного Закона федеральный законодатель включает законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области занятости населения и одновременно определяет систему мероприятий в области содействия занятости населения (статья 5 Закона), в том числе осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых пунктом 2 статьи 5 отнесены и инвалиды.
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов, трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
При этом работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием для приема гражданина на работу и возвращает направление гражданину. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда (статьи 25, 26 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с ч. 2 ст. 22 и ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. При этом работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок; выдача обязательных предписаний и составления протоколов возложены федеральным законодателем на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий постановлением Законодательного Собрания Омской области от 9 июля 2009 г. № 202 принят Закон Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области", который подписан Губернатором Омской области и официально опубликован в газете "Омский вестник" № 67 от 24 июля 2009 г. (том 1, л.д. 22 - 29).
Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 ноября 2010 г. № 318 принят Закон Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", который подписан Губернатором Омской области и официально опубликован в газете "Омский вестник" № 92 от 17 декабря 2010 г. (том 1, л.д. 30 - 31).
Законом Омской области от 28 июня 2012 г. № 1459-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области" внесены изменения в Закон Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (том 1, л.д. 35 - 37).
Пунктом 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 19 ноября 2010 г. № 1311-ОЗ) предусмотрено, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
Таким образом, устанавливая правовое регулирование в оспариваемой заявителем части, Законодательное Собрание Омской области действовало правомерно, в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующим пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области", заявитель указал на то, что оспариваемая правовая норма возлагает на работодателя дополнительные обязанности по подысканию незанятых инвалидов и понуждению к заключению трудового договора, которые не предусмотрены федеральным законодательством. Невыполнение работодателем обязанностей по квотированию влечет возможность проведения контролирующим органом внеплановой проверки и, как следствие, внесение предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области.
Приведенные доводы судом проверены и признаны несостоятельными по следующим основаниям.
Анализируя названные выше правовые нормы, суд приходит к выводу, что правоотношения, связанные с предоставлением гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, дополнительных гарантий, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов, урегулированы федеральным законодательством, которое содержит такой принцип как содействие работодателей проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для инвалидов.
При этом работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст. 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, федеральным законодательством предусматривается обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и по выполнению квоты, т.е. обеспечению ее исполнения.
Положения пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ, согласно которым обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов, свидетельствуют о том, что с момента выполнения квоты работодатель освобождается от обязанности приема инвалида в счет квоты, при этом такая обязанность у него возникает вновь при освобождении рабочего места из числа квотированных.
При таком положении, Закон Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" в оспариваемой заявителем части принципов правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений (защита об безработицы и содействие в трудоустройстве) не нарушает, права работодателя не отменяет, свободу договора не ограничивает, и дополнительные обязанности на работодателя по поиску работников инвалидов для их трудоустройства в рамках выделенной квоты, чем это предусмотрено федеральным законодательством в области занятости населения и Трудовым кодексом Российской Федерации, не возлагает.
Более того, положениями пункта 1 статьи 7 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" предусмотрено, что трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляются организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
Таким образом, оспариваемые положения Закона Омской области от 19 ноября 2010 года № 1311-ОЗ "О внесении изменений в Закон Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" соответствуют положениям федерального законодательства.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов не нашли подтверждения в судебном заседании.
Из материалов дела следует, что в период с 5 сентября 2011 г. по 29 сентября 2011 г. Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области проведена плановая проверка ООО "Лузинское молоко", по результатам которой выдано предписание № 163 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, на общество возложена обязанность по обеспечению соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов до 30 ноября 2011 г. (том 1, л.д. 120).
ООО "Лузинское молоко" обратилось в Центральный районный суд г. Омска с заявлением о признании предписания незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 8 декабря 2011 г., вступившим в законную силу 8 февраля 2012 г., в удовлетворении требований отказано (том 1, л.д. 86 - 87).
Из пояснений представителя ООО "Лузинское молоко" Штейнер В.Н. в судебном заседании следует, что рабочие места для инвалидов на предприятии в счет выполнения квоты не должны быть зарезервированы (специально выделены), в службу занятости ежемесячно направляется информация не о зарезервированных рабочих местах для инвалидов в счет выполнения квоты, а о вакантных рабочих местах, что является, по мнению заявителя, выполнением квоты.
Из приведенного выше следует, что имеет место индивидуальный спор, который может рассматриваться в ином порядке, т.е. не по правилам, установленным главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на ООО "Лузинское молоко" не возложено каких-либо дополнительных обязанностей, связанных с выполнением квоты для инвалидов, помимо предусмотренных федеральным законодательством, какие-либо права общества не нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования ООО "Лузинское молоко" об оспаривании нормативного правового акта суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Лузинское молоко" о признании недействующим пункта 7 статьи 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области" (в ред. Закона Омской области от 28 июня 2012 г. № 1459-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Омской области") оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Омского областного суда
И.В.Цериградских


------------------------------------------------------------------