Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Омского областного суда от 08.02.2013 N 3-3/2013 <О признании недействующими пунктов 1 - 6 Приложения N 2 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15.08.2012 N 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. № 3-3/2013

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Фоминой С.Л.
с участием прокуроров Поповой М.Н., Черепанова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2013 года в г. Омске гражданское дело по заявлениям прокурора Омской области, Проваловского В.В., Лихачева А.В. о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 г. № 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области" в части пунктов 1 - 5 Приложения № 1 и пунктов 1 - 6 Приложения № 2,

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 15 августа 2012 г. № 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области" установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 г. нормативы потребления соответствующих коммунальных услуг, определенные расчетным методом. Приказ опубликован в газете "Омский вестник", № 37 от 17 августа 2012 г. (том 1 л.д. 34 - 37, 60 - 61).
Приложение № 1 к данному приказу в пунктах 1 - 6 устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях для шести категорий жилых домов, дифференцированных по степени благоустройства (том 1 л.д. 35).
Приложение № 2 в пунктах 1 - 6 предусматривает нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды для шести категорий жилых домов, дифференцированных по степени благоустройства (том 1 л.д. 36).
Прокурор Омской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим названного приказа РЭК Омской области в части пунктов 1 - 5 Приложения № 1 и Приложения № 2 в полном объеме с 1 сентября 2012 г.
В обоснование требований прокурор указал, что при утверждении нормативов нарушены положения пунктов 4 (пп. "а"), 10, 11, 19, 31, 34 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, а также пунктов 2, 23, 26 приложения к Правилам.
Допущенные нарушения выразились в неприменении метода аналогов, в произвольном определении количества процедур пользования одним водоразборным устройством, в произвольном определении и ограничении количества многоквартирных домов и их характеристик, на основе которых произведен расчет нормативов, в установлении нормативов вне зависимости от этажности многоквартирных домов, а также вне зависимости от наличия возможности оказания коммунальных услуг на общедомовые нужды и состава внутридомовых инженерных систем, с использованием которых возможно предоставление коммунальных услуг (том 1 л.д. 75 - 84, том 5 л.д. 121 - 131).
С аналогичными заявлениями обратились Проваловский В.В. и Лихачев А.В. Приводимые заявителями доводы в обоснование требований воспроизводят доводы прокурора Омской области (том 1 л.д. 6 - 9, 19, том 2 л.д. 2; том 3 л.д. 226 - 237, том 5 л.д. 85 - 105, 142 - 154).
Гражданские дела по заявлениям прокурора Омской области, заявителей Проваловского В.В. и Лихачева А.В. объединены в одно производство.
В судебном заседании прокуроры Черепанов И.А., Попова М.Н., заявитель Лихачев А.В. требования поддержали.
Заявитель Проваловский В.В. в ходе судебного разбирательства от заявленных требований отказался (том 4 л.д. 37). На основании положений ч. 3 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом продолжено рассмотрение дела по существу.
Представители РЭК Омской области Меньшиков А.Ю., Муранова Т.В. против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении нормативов потребления коммунальных услуг (письменные отзывы - том 1 л.д. 28 - 33, том 2 л.д. 33 - 41, том 4 л.д. 1 - 10).
Представители ОАО "Омскводоканал" Лукьянова Н.М., Нос С.С. против удовлетворения требований возражали, представив объяснения относительно проведенного анкетирования (письменный отзыв - том 3 л.д. 67 - 68).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав пояснения специалистов и свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, от 27 августа 2012 г. № 857) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации предписывалось представить в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, а также порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (абзац 4 подпункта "б" пункта 4).
Соответствующие изменения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым указанные Правила изложены в новой редакции, действующей с 1 июля 2012 г.
Пунктом 5 упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.
Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (в редакции от 28 марта 2012 г.), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
На территории Омской области ресурсоснабжающие организации не инициировали установление нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере коммунального комплекса. К полномочиям комиссии отнесено установление нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (пп. 9 п. 16 Положения).
Согласно п. 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений.
Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" (в редакции от 22 марта 2011 г.).
В соответствии с пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Совокупность условий, необходимых для применения метода аналогов, предусмотрена п. 21 Правил, согласно которому:
- метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями;
- количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки;
- представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями;
- указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (п. 22 Правил).
Как следует из материалов дела, для проведения работы по расчету нормативов потребления коммунальных услуг РЭК Омской области создавалась рабочая группа, в состав которой вошли представители органов власти и местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.
Принятию РЭК Омской области решения о выборе расчетного метода определения нормативов предшествовали сбор информации, необходимой для применения метода аналогов, путем направления запросов в адрес администраций всех муниципальных районов Омской области, крупнейших ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, которым предлагалось представить расчет объема выборки для каждой из групп домов, по которым дифференцируются нормативы холодного и горячего водоснабжения, расчет холодной и горячей воды по показаниям коллективных приборов учета, соответствующий объему выборки многоквартирных домов и жилых домов, сведения об адресе многоквартирного или жилого дома, числе проживающих жителей, количестве квартир, общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества, количестве этажей, дате и времени снятия показаний приборов учета.
Поступившая информация проанализирована специалистами РЭК Омской области с точки зрения достаточности сведений для применения метода аналогов, после чего сделан обоснованный вывод о невозможности применения указанного метода по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Данный вывод подтверждается как содержанием поступивших ответов, так и тем обстоятельством, что многими организациями, в адрес которых направлялись запросы, не представлена требуемая информация.
Одновременно суд принимает во внимание, что порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в п. п. 32 - 42 Правил.
Приложение к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в разделе I содержит описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов (формулы 1 - 4).
В заявлении прокурора Омской области приведены сведения о том, что на территории Омской области 17,86% многоквартирных домов оборудовано общедомовыми приборами учета холодной воды, 12,05% - общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения (том 1 л.д. 77).
По данным РЭК Омской области в период подготовки и утверждения оспариваемых нормативов регулирующий орган обладал сведениями о меньшей оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета (том 1 л.д. 106 - 109).
В дополнительных пояснениях представителями РЭК Омской области приведены расчеты, подтверждающие, что применение метода аналогов являлось невозможным и в связи с тем, что объем предварительной выборки, участвующий в расчете, формировал такой объем выборки домов, который превышал общее количество домов, обладающих общедомовыми приборами учета (том 4 л.д. 1 - 5).
Ссылки прокурора и заявителей на то обстоятельство, что РЭК Омской области следовало включить в предварительную выборку минимальное количество домов, а именно 10 домов, как это предусмотрено в п.п. 2, 3 приложения к Правилам, в результате чего расчет объема выборки выглядел бы иным образом и позволял бы применить метод аналогов на территории Омской области, отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии с положениями раздела I упомянутого приложения определение объема выборки домов для применения метода аналогов осуществляется в два этапа на основе предварительной выборки. На первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по формуле 2. Среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по формуле 3. На втором этапе определяется дисперсия генеральной совокупности по формуле 4.
При этом предусмотрено, что объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов. Ограничения по максимальному пределу объема предварительной выборки Правилами не предусмотрены.
Судом в качестве специалистов заслушаны профессор кафедры прикладной информатики и математики ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" Геращенко И.П. и доцент кафедры математического анализа, алгебры и геометрии ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" Фисенко Т.П. (письменные пояснения - том 4 л.д. 230 - 238).
Анализируя формулы 1 - 4 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, специалисты пояснили, что в силу формулы № 4 увеличение объема предварительной выборки неоправданно и с нарушением теории математической статистики увеличивает дисперсию, что приводит к искусственному завышению минимального объема выборки и делает невозможным использование метода аналогов. Так, при объеме предварительной выборки 10 домов минимальный объем выборки составляет 467 домов (по горячему водоснабжению), при увеличении предварительной выборки до 40 домов объем выборки увеличивается до 1437 домов. Применительно к холодному водоснабжению использование метода аналогов являлось возможным при объеме предварительной выборки не свыше 18 домов (том 4 л.д. 232 - 234).
По утверждению специалистов, использовать метод аналогов позволяет уменьшение объема предварительной выборки до минимально предусмотренного (не менее 10 домов), поскольку только в этом случае снижается влияние формулы 4 на расчет выборки.
Поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не ограничен максимальный объем предварительной выборки, не детализированы действия регулирующего органа при определении объема предварительной выборки, суд полагает, что действия РЭК Омской области в указанной части не противоречат положениям Правил. Обсуждение вопроса о том, какой объем предварительной выборки следовало определить РЭК Омской области, фактически сводится к оценке целесообразности выбора метода установления нормативов.
Необходимо также отметить, что применение метода аналога фактически являлось невозможным и в связи с тем временным периодом, в который осуществлялось принятие оспариваемого приказа.
Как указывалось выше, исходя из п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации следовало утвердить нормативы потребления коммунальных услуг не позднее 1 сентября 2012 г.
Применение метода аналогов требовало осуществить проведение измерений и снятие показаний приборов учета в отношении холодного и горячего водоснабжения первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (п. 36, пп. "а" п. 37 Правил).
Постановлением Администрации г. Омска от 24 апреля 2012 г. № 609-п "О режимах летнего горячего водоснабжения и окончании отопительного периода 2011 - 2012 годов" установлена дата окончания отопительного периода - 25 апреля 2012 года. Начало следующего отопительного периода в г. Омске установлено постановлением Администрации г. Омска от 24 сентября 2012 г. № 1254-п "О начале отопительного периода 2012 - 2013 годов" с 25 сентября 2012 г.
При таком положении РЭК Омской области не имела возможности произвести измерения и снятия показаний приборов учета в выборке домов в отношении холодного и горячего водоснабжения первого и последнего числа любого месяца отопительного периода, как этого требует метод аналогов, что со всей очевидностью влечет невозможность применения метода аналогов для установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы прокурора Омской области о возможности установления нормативов в более поздний период суд оценивает критически, так как расчет платы за коммунальные услуги с применением прежней редакции Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг после 1 сентября 2012 г. противоречит федеральному законодательству, регулирующему порядок исчисления соответствующих платежей.
Таким образом, применение метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг не представлялось возможным в силу совокупности перечисленных выше причин, поэтому РЭК Омской области приняла обоснованное решение о применении расчетного метода, что согласуется с положениями п.п. 13, 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В этой связи недостатки, допущенные РЭК Омской области при сборе информации, определении объема и формировании состава предварительной выборки, на которые ссылались заявители, не имеют правового значения, поскольку в любом случае не устраняют объективных препятствий для применения метода аналогов в период подготовки и принятия оспариваемого приказа.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлен разделом VI Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. 43, 45 Правил нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. 23, 24, 26 приложения к Правилам суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле 22, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб.м в месяц на 1 человека) подлежит расчету по формуле 23, после чего по формуле 25 определяется норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях как разница между суммарным расходом холодной и горячей воды в жилых помещениях, определяемым по формуле 22, и нормативом потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемым по формуле 23.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях осуществлено РЭК Омской области с использованием формул 22 - 25 раздела II приложения к Правилам. Жилые дома предварительно разделены на 6 групп в зависимости от степени благоустройства, что соответствует п.п. 10, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 24 Правил в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из содержания формул 22 и 23 раздела II приложения к Правилам следует, что расчет суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях и расчет потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится с применением показателя - количества процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, определяемого уполномоченным органом в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.
Доказательств возможности получения соответствующих статистических сведений в ходе судебного разбирательства не представлено.
Как установлено судом, определение указанного показателя осуществлено РЭК Омской области после проведения анкетирования населения о количестве процедур пользования водоразборными устройствами одним человеком. Проведению анкетирования предшествовали разработка и утверждение формы анкеты (том 1 л.д. 151). Анкетирование проводилось с привлечением специалистов ОАО "Омскводоканал", ОАО "Омскоблводопровод", ОАО "Омскгоргаз", а также непосредственно РЭК Омской области.
Результаты анкетирования сведены в таблицу № 1 (том 4 л.д. 5 - 6).
После оценки достоверности результатов анкетирования и предварительного расчета нормативов РЭК Омской области принято решение о корректировке количества процедур пользования водоразборными устройствами в сторону уменьшения. Количество процедур пользования водоразборными устройствами, взятое за основу при расчете нормативов, отражено в заключении РЭК Омской области от 14 августа 2012 г. (том 1 л.д. 46).
В судебном заседании представителями РЭК Омской области, специалистами РЭК Омской области Самойленко С.Ю., Завгородней Е.А., Савченко Н.В., Тимониным А.Е. даны последовательные и логичные объяснения, по каким причинам учтено то или иное количество процедур пользования водоразборными устройствами по каждому из видов водоразборных устройств (том 3 л.д. 201 - 212, том 4 л.д. 5 - 10). Данные пояснения основаны как на результатах анкетирования, так и учитывают положения п. 24 Правил, определяющих состав и принципы определения соответствующих нормативов. Одновременно специалистами принималось во внимание наличие в семьях таких водоразборных устройств, как стиральная машина, посудомоечная машина, реальное расходование воды данными устройствами.
Оценивая порядок определения количества процедур пользования водоразборными устройствами, суд приходит к выводу, что действия РЭК Омской области в этой части не противоречат Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку ни Правила, ни иной нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, не содержат конкретных требований к определению процедур пользования водоразборными устройствами при установлении нормативов потребления коммунальных услуг.
Положения, содержащиеся в формулах 22 и 23 раздела II приложения к Правилам, в том виде, как они сформулированы, относят определение показателя на усмотрение уполномоченного органа. Указание, что определение показателя производится уполномоченным органом в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных, не исключает применения анкетирования, оценки достоверности результатов анкетирования и корректировки сведений уполномоченным органом.
В этой связи приводимые заявителями доводы о недостатках анкетирования, пояснения специалистов Огородниковой И.А. (заведующего кафедрой социологии ФГБОЮ ВПО "Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского"), Озеровой М.В. (старшего преподавателя кафедры социологии ФГБОЮ ВПО "Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского") не могут быть положены в основу признания нормативного правового акта недействующим (том 1 л.д. 219 - 220, том 3 л.д. 184 - 187).
Содержание анкеты, использованной специалистами РЭК Омской области, не противоречит таблице 5 приложения к Правилам. Данная таблица приводит перечень видов приборов или процедур и соответствующие им нормы расхода воды. Из сопоставления таблицы 5 и анкеты, разработанной РЭК Омской области, следует, что в анкете конкретизированы процедуры расхода воды на общеквартирные нужды. Правила не содержат каких-либо ограничений либо предельных значений применительно к процедурам расхода воды на общеквартирные нужды. Классификация таких процедур осуществлена для ясности поставленного при анкетировании вопроса о количестве указанных процедур и более достоверного определения показателя.
Оценивая утверждение заявителей о недопустимости включения в анкету сведений в отношении пользования посудомоечной машины по причине отсутствия такого устройства в большинстве семей, суд принимает во внимание, что специалистами РЭК Омской области количество пользований посудомоечной машиной и мойкой кухонной в течение календарного месяца учтены во взаимной связи. При исключении процедур пользования данным устройством подлежит увеличению количество процедур пользования мойкой кухонной, при этом расход воды по этим показателям одинаков. Вывод о пользовании потребителями посудомоечной машиной подтвержден в ходе анкетирования.
В целом ссылки заявителей на завышенное количество процедур, учтенных при установлении нормативов, носят субъективный характер. Использование такого вида коммунальной услуги как холодное и горячее водоснабжение всегда является сугубо индивидуальным. Нормативы использования указанных коммунальных услуг, установленные с применением расчетного метода, представляют собой усредненные величины и не могут учитывать индивидуальные потребности каждого человека в пользовании тем или иным водоразборным устройством в течение одного календарного месяца.
В этой связи результаты анкетирования, проведенного Омской региональной общественной организацией "Общество потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса", несмотря на отличия в количестве процедур пользования водоразборными устройствами в меньшую сторону не могут быть признаны более точными или достоверными. Необходимо также учитывать, что на указанные результаты повлияло и то обстоятельство, что в период анкетирования общественной организацией население в течение нескольких месяцев осуществляло платежи с применением оспариваемых нормативов, а сама анкета, вручаемая общественной организацией, на обратной стороне содержала критику установленных РЭК Омской области нормативов (том 3 л.д. 5 - 6, 7).
Не могут быть приняты во внимание доводы об установлении нормативов без учета среднего состава семей, наличия в семье детей, пожилых людей, работающего населения. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в п. 7 предусматривают, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного, горячего водоснабжения и водоотведения в жилых помещениях используется показатель - куб. метр на 1 человека. Какой-либо зависимости величины норматива от возраста, степени трудоспособности, иных свойств потребителя Правила не содержат.
При установлении нормативов норма расхода воды водоразборными устройствами принималась в том виде, как это предусмотрено в таблице 5 приложения к Правилам.
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 20 от 7 апреля 2009 г., температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. В расчеты РЭК Омской области принят нижний показатель температуры горячей воды (не ниже 60°C); - температура потребляемой воды (°C) определена в соответствии с таблицей 5; - средняя температура холодной воды в сети водопровода (°C), определена в соответствии с пунктом 25 приложения к Правилам.
Проанализировав действия специалистов РЭК Омской области при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, изучив соответствующие расчеты, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что принятие данных нормативов противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Поскольку в соответствии с п. 25 Правил норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях определяется исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях, таких нарушений не усматривается и в отношении нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях.
Сравнительный анализ нормативов, принятых в Сибирском федеральном округе, свидетельствует о том, что в Омской области установлены наименьшие нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (том 4 л.д. 43, 44).
Установив в жилом помещении индивидуальные приборы учета, как этого требует Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственник жилого помещения не только исполнит предусмотренную законом обязанность, но и утратит основания для применения оспариваемых нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая изложенное, оснований для признания приказа РЭК Омской области от 15 августа 2012 г. № 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области" недействующим в части пунктов 1 - 5 Приложения № 1 суд не усматривает.
Согласно п. 7 Правил единицей измерения нормативов потребления холодного, горячего водоснабжения и водоотведения на общедомовые нужды является куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (п. 29 Правил).
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды определяется по формуле 26, содержащейся в пункте 27 раздела II приложения к Правилам, где:
- норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению (куб.м в месяц на 1 человека), определяемый в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящего документа;
0,0903 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб.м в месяц на 1 человека);
L - количество этажей в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- доля нормативных технологических потерь холодной (горячей) воды во внутридомовых инженерных системах в суммарной величине норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению внутри жилого помещения и норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды;
K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м).
Анализ приведенной формулы 26 показывает, что в этом расчете непосредственно участвует такой показатель как L - количество этажей в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив. Данный показатель влияет на определение доли нормативных технологических потерь холодной (горячей) воды во внутридомовых инженерных системах, которая для домов разной этажности будет различной.
В силу прямого указания пункта 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома) (п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Системное толкование положений п.п. 4, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в совокупности с формулой 26 позволяет сделать вывод, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды, установленные с применением расчетного метода, подлежат дифференциации не только по степени благоустройства, но и с учетом такого конструктивного и технического параметра как этажность.
Из письменных пояснений профессора кафедры прикладной информатики и математики ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" Геращенко И.П., доцента кафедры математического анализа, алгебры и геометрии ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет" Фисенко Т.П. следует, что чем меньше значение показателя L, тем меньше будет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при прочих равных условиях (том 4 л.д. 237 - 238).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при расчете рассматриваемых нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по первой группе домов (п. 1 Приложения № 2) РЭК Омской области использовала сведения о количестве жителей и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, в отношении 1792 домов. При этом в формуле учтена средняя этажность указанной группы домов - 5,1028 (том 1 л.д. 28 - 33. 50 - 52, 110 - 144).
Такое же усреднение этажности произведено при расчете нормативов для второй группы домов (L = 2,564), третьей группы домов (L = 5,1028), четвертой группы домов (L = 2,564) (том 1 л.д. 50 - 52, 145 - 147).
Усреднение показателя L ни формула 26, ни иные положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не предусматривают.
Изложенное свидетельствует о том, что установление нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды произведено РЭК Омской области с нарушением требований п. 11 Правил и с произвольным применением формулы 26 раздела II приложения к Правилам.
Представленные РЭК Омской области материалы семинара, проведенного ЗАО "Центр муниципальной экономики и права", не могут рассматриваться в качестве разъяснения соответствующих положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 разъяснения по их применению дает Министерство регионального развития Российской Федерации (том 2 л.д. 166 - 190).
Необходимо отметить, что использованные в расчетах показатели этажности не являются средневзвешенными показателями этажности по Омской области. Из представленной таблицы, отражающей сведения об этажности домов, сведения о которых учтены при расчетах, следует, что соотношение домов разной этажности носит совершенно случайный характер (том 4 л.д. 226 - 227).
Следовательно, соотношение иных показателей, влияющее на расчет нормативов - K / (численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, к общей площади помещений, входящих в состав общего имущества), также образуется произвольно.
Доводы заявителя Лихачева А.В. о необходимости дифференциации нормативов потребления по всем иным параметрам с учетом перечисленных в общей норме конструктивных и технических особенностей суд отклоняет, поскольку если из формулы 26 очевидно прямое влияние этажности на расчет норматива, то износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), материал стен дома такого влияния на расчет не оказывают.
Оценивая доводы об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды вне зависимости от наличия возможности оказания соответствующих коммунальных услуг и состава внутридомовых инженерных систем, суд исходит из следующего.
Пунктом 2 Правил дано определение норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды как норматива, применяемого для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, п. 29 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
Внесение Правительством Российской Федерацией изменений в ранее действовавшие Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг имело своей целью исключить из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, и объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов.
В этой связи сам факт отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств, позволяющих предоставлять услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды, не свидетельствует об одновременном отсутствии нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не предусматривают, каким образом должны устанавливаться нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в том случае, если в системе водоснабжения дома не предусмотрены краны для потребления воды на общедомовые нужды.
Ссылки заявителей в указанной части направлены на понуждение органа исполнительной власти к внесению соответствующих дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений ст. 10 Конституции Российской Федерации суд не может обязать РЭК Омской области дополнить нормативный правовой акт. Иное означало бы вмешательство суда в полномочия органов законодательной и исполнительной власти и нарушение конституционного принципа разделения властей.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку установление нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды произведено с нарушением п.п. 2, 4, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, п. 27 раздела II приложения к Правилам, суд признает приказ РЭК Омской области от 15 августа 2012 г. № 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области" в части пунктов 1 - 6 Приложения № 2 недействующим.
При определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт, суд исходит из положений п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и учитывает, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Омский вестник" после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 15 августа 2012 г. № 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории г. Омска и Омской области" в части пунктов 1 - 6 Приложения № 2 "Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды (куб.м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требований отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда
Л.А.Ершова


------------------------------------------------------------------