Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2013 N А46-33060/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.11.2012 N 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. по делу № А46-33060/2012

Резолютивная часть решения объявлена 11.02.2013
Решение в полном объеме изготовлено 12.02.2013
Арбитражный суд Омской области в составе в составе председательствующего судьи Крещановской Л.А., судей Стрелковой Г.В., Третинник М.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 11" (ОГРН 1055406226237 ИНН 5406323202) к Региональной энергетической комиссии по Омской области о признании недействующим приказа от 20.11.2012 № 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения",
при участии в предварительном судебном заседании представителей: от заявителя - Семеновой А.Л. по доверенности от 20.09.2012, № 03-03/504ф, от заинтересованного лица - Ширяевой Т.А. по доверенности от 09.01.2013 № 01-08/3, удостоверение,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 11" (далее - ОАО "ТГК № 11", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействующим приказа от 20.11.2012 № 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения".
Заявление мотивировано нарушением законных интересов заявителя, выразившемся в том, что плата за подключение к системам теплоснабжения была установлена без учета каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и каждого регулируемого вида деятельности, без дифференциации категорий потребителей, без анализа валовой выручки, расчетных показателей деятельности заявителя.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на законность оспариваемого нормативного акта, принятого, по мнению заинтересованного лица, в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица требования и возражения поддержали в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 20.11.2012 Региональной энергетической комиссией Омской области был принят приказ № 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения".
Полагая, что Приказ РЭК Омской области № 284/56 не соответствует закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ОАО "ТГК № 11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании нормативного акта не соответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и полностью не действующим.
Оценив доводы участников процесса, представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения в силу следующего.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Разделом пятым Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы), установлен порядок определения платы за подключение к системе теплоснабжения (далее - плата).
Данным разделом Основ потребители, для которых устанавливается плата, разбиты на 3 категории, в том числе, потребители, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час.
В соответствии с пунктом 107 Основ для данной категории потребителей плата устанавливается равной 550 рублям. Таким образом, размер платы установлен законодателем в фиксированном размере без возможности его изменения, в том числе, в зависимости от факта проведения органом регулирования экспертизы соответствующих предложений регулируемой организации и ее результатов. Что позволяет сделать вывод о том, что данный размер платы подлежит установлению для любого потребителя, отвечающего установленному признаку подключаемой тепловой нагрузки, независимо от его наименования, и для любой теплоснабжающей организации региона, к тепловым сетям которой осуществляется подключение указанного потребителя. Оспариваемым Приказом плата установлена в размере, предусмотренном Основами без упоминания в нем уполномоченного органа конкретного потребителя, а также конкретной теплоснабжающей организации, что не влияет на возможность применения данного акта для каждого соответствующего случая подключения и не может нарушать права и интересы как заявителя, так и иных заинтересованных лиц.
Не могут быть приняты доводы заявителя о нарушении его прав и интересов в части получения (не получения) надлежащего возмещения расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности в силу следующего.
В соответствии с пунктом 22 Основ тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должны быть разработаны Федеральной службой по тарифам в четырех месячный срок, то есть до марта 2013 года.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого Приказа у РЭК Омской области отсутствовала возможность определить величину валовой необходимой выручки для расчета платы, при том, что пунктом 16 Основ предусматривается четыре различных метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Действующий в настоящее время регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом ФСТ от 08.04.2005 № 130-э, не устанавливает формы решения органа регулирования об установлении платы. Тем не менее, требования к форме решения органа регулирования установлены в пункте 31 Правил, а именно решение должно включать: величину цены (тарифов), дату введения в действие цен (тарифов), величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования. Содержание оспариваемого Приказа соответствует данным требованиям, так как содержит величину платы для той категории потребителей, для которой она устанавливается и дату введения ее в действие.
Основы не предусматривают усмотрения со стороны, как органа регулирования, так и со стороны регулируемых организаций и потребителей энергии в отношении платы, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час, она установлена в виде фиксированной суммы, как указано выше, и составляет 550 руб.
В соответствии с. Пунктом 108 Основ в случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/час и не превышает 1,5 Гкал/час в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством.
Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная и бесканальная) и надземная (наземная).
Основы предусматривают и возможность установления платы за подключение в индивидуальном порядке (ст. 109 Основ), когда компенсируются расходы регулируемой организации.
Оспариваемый Приказ устанавливает плату, как указано выше, когда тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час.
Таким образом, необходимость в анализе расходов и возможных доходов заявителя при принятии оспариваемого Приказа отсутствовала. Препятствием к возмещению заявителю в полном объеме расходов, возникающих при подключении к системам теплоснабжения льготных категорий потребителей (при небольшой тепловой нагрузке) является отсутствие в действующих нормативных правовых актах в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения механизма возмещения теплоснабжающей организации указанных расходов.
Не может быть принят судом и довод заявителя о том, что дело об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения для потребителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час в нарушение установленного законодательством порядка открыто по инициативе органа регулирования.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрена возможность открытия дела об установлении цен (тарифов) по инициативе органа регулирования в том числе, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 29.10.2012 № 44, в связи с чем, дата начала действия документа - 06.11.2012.
После вступления Постановления в действие и до принятия оспариваемого Приказа теплоснабжающие организации региона, в том числе заявитель, по сообщению РЭК Омской области с документами, необходимыми для установления платы за подключение к системе теплоснабжения потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час, не обращались. В связи с чем, РЭК Омской области в соответствии с пунктами 11, 12 Правил принято решение об открытии дела об установлении платы по инициативе органа регулирования в порядке, предусмотренном пунктами 8, 17, 8, 18 Регламента Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного приказом РЭК Омской области от 08.07.2008 № 56/29. Дело, которое открывалось по заявлению ТГК, открывалось ранее, то есть до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.11.2012 № 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения" соответствующим ст. 8, ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 3, 22, 32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктам 32, 34 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
Заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 11" (ОГРН 1055406226237 ИНН 5406323202) к Региональной энергетической комиссии по Омской области о признании недействующим приказа от 20.11.2012 № 284/56 "Об установлении платы за подключение к системам теплоснабжения" оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий
Л.А.Крещановская

Судьи
Г.В.Стрелкова
М.А.Третинник


------------------------------------------------------------------