Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Омского областного суда от 13.02.2013 N 33-962/13 <Требование о понуждении уполномоченного органа выдать градостроительный план участка удовлетворено, поскольку основанием для отказа в выдаче истцу градостроительного плана, притом, что личность истца ответчиком установлена, послужило отсутствие указания на размеры и место расположения на земельном участке дома, в то время как выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется на основании информации, находящейся в распоряжении уполномоченных органов, которые могут требовать от заявителя предоставления только документов, удостоверяющих личность>



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. № 33-962/13

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Будылка А.В., Усовой Е.И.,
при секретаре Ф.Ю.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.О.Е. об обязании Администрации Красноярского сельского поселения ОМР Омской области выдать градостроительный план земельных участков по апелляционной жалобе К.О.Е. на решение Омского районного суда Омской области от 29 ноября 2012 года об оставлении без удовлетворения заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения К.О.Е., судебная коллегия

установила:

К.О.Е. обратился в суд с заявлением о понуждении Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать ему градостроительный план земельных участков. В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки площадью <...> кв.м и <...> кв.м, расположенные в селе Красноярка Омского района Омской области. Администрация Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 8 ноября 2012 года отказала ему в предоставлении градостроительного плана вышеуказанных земельных участков, поскольку им не был предоставлен полный пакет документов. Полагает, что Администрация сельского поселения нарушает его права и интересы, поскольку пунктом 17 статьи 46 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что для получения градостроительного плана он должен предоставить в орган местного самоуправления только заявление о выдаче, а орган местного самоуправления осуществляет подготовку плана и утверждает его.
В судебном заседании К.О.Е. требования поддержал.
Представитель Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заявление не признал, пояснил, что 30 октября 2012 года от К.О.Е. поступило письменное обращение о предоставлении ему градостроительного плана на земельные участки. К.О.Е. 8 ноября 2012 года направлен ответ об отказе в выдаче градостроительного плана, поскольку им не предоставлен полный пакет документов. В предоставленной истцом, отдельно от заявления на выдачу градостроительного плана, схеме планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не указаны данные, а именно: общая площадь жилого дома, размер жилого дома, количество надземных этажей, высота здания, предельные размеры земельного участка. Что препятствует выдаче градостроительного плана.
Решением суда в удовлетворении заявления К.О.Е. отказано.
В апелляционной жалобе К.О.Е. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом при разрешении его требований был неправильно применен закон.
О слушании дела по апелляционной жалобе лица, в нем участвующие, были извещены надлежаще. В суд явился заявитель, поддержавший доводы жалобы.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что К.О.Е. 30 октября 2012 года подал Главе Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заявление о предоставлении градостроительного плана принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, разрешенных к использованию для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Также им была предоставлена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 8 ноября 2012 года Администрация сельского поселения отказала заявителю в выдаче градостроительного плана, поскольку в представленной им схеме не указаны общая площадь жилого дома, его размер, этажность, высота, размер сторон земельного участка и расположение дома на земельном участке с указанием расстояния до его границ.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд основывал свой вывод на том, что постановлением Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 8 октября 2012 года № <...> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача градостроительного плана земельного участка". Пункт 2.6 данного административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги. В соответствии с указанным заявитель обязан предоставить документ, удостоверяющий личность; правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка; технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства; правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии); технический паспорт на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии).
При этом судом первой инстанции не было учтено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (статья 41 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Статьей 45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения по своей инициативе либо на основании предложений физических лиц.
В случае если физическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
В свою очередь проектная документация, также как и градостроительный план, являются основаниями для выдачи разрешения на строительство. Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
Следовательно, у лица, обратившего за выдачей градостроительного плана земельного участка, право на проектирование строительного объекта, его строительство возникает лишь после получения такового документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Статьей 11 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В поименованном административном регламенте указано, что выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется Администрацией сельского поселения в соответствии с Конституцией РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлением Правительства РФ "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод в эксплуатацию", Приказом Минрегионразвития РФ "Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Ни один из перечисленных нормативно-правовых актов, действующее законодательство РФ не содержит предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе документов, перечисленных в поименованном выше административном регламенте, что полностью согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Данная норма права запрещает требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Выдача градостроительного плана земельного участка является услугой, которая осуществляется органами местного самоуправления по запросу заявителя на основании документов и информации, находящейся в распоряжении указанных органов. Орган местного самоуправления не наделен полномочиями требовать от заявителя представления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих личность заявителя.
Как следует из текста письма, основанием для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана, послужило отсутствие в схеме указания на общую площадь жилого дома, его размер, этажность, высоту, размер сторон земельного участка и расположение дома на земельном участке с указанием расстояния до его границ. Из чего следует, что заявитель сотрудником Администрации сельского поселения был идентифицирован.
Как было указано выше, действующее законодательство не предусматривается обязанности гражданина представлять какие-либо дополнительные документы. Градостроительный план, в числе прочего, испрашивается и для получения разрешения на возведение новых объектов недвижимости. При таких обстоятельствах заявитель не может предоставить сельской Администрации требуемую ею информацию.
При разрешении дела судом первой инстанции были неправильно применены перечисленные выше нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют материалам дела. Указанное в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного выше требования заявителя подлежат удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы К.О.Е. уплатил государственную пошлину в размере <...> рублей, которая в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит возмещению ему с Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 29 ноября 2012 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Администрацию Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предоставить К.О.Е. градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>.
Взыскать с Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в пользу К.О.Е. <...> рублей в возмещение уплаченной им при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.

Председательствующий
Н.Г.Зашихина

Судьи
А.В.Будылка
Е.И.Усова


------------------------------------------------------------------