Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Омского областного суда от 27.02.2013 N 33-1164/2013 <Исковые требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального района по представлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилой площади удовлетворены правомерно, поскольку законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления предоставлять меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При этом отсутствие у муниципальных органов необходимых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории лиц>



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. № 33-1164/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Моисеевой Л.А.,
судей областного суда Магденко И.Ю., Пшиготского А.И.,
при секретаре Ж.,
рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Главы Одесского муниципального района на решение Одесского районного суда Омской области от 25 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Одесского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Д. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО (МУЗ) "Одесская ЦРБ" Д. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в пределах срока исковой давности, то есть за <...> на общую сумму <...>".
Заслушав доклад судьи областного суда Пшиготского А.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд с данным иском в интересах Д. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка по факту непредоставления мер социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО "Одесская ЦРБ". В 2009 - 2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ "Одесская ЦРБ" (в настоящее время БУЗОО "Одесская ЦРБ") в бюджете Одесского района не предусматривались, Администрацией района в адрес МУЗ (БУЗОО) "Одесская ЦРБ" не направлялись. В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст. ст. 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", медицинскому работнику МУЗ (БУЗОО) "Одесская ЦРБ" Д., проживающей по адресу: Омская область, Одесский район, с. <...>, ул. <...>, не предоставлялись с 1 января 2009 года по 31.12.2011 года. Непредоставление мер социальной поддержки Д. нарушает ее права, охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Одесского муниципального района Омской области по непредставлению мер социальной поддержки Д. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения, обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику БУЗОО (МУЗ) "Одесская ЦРБ" Д. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения в пределах срока исковой давности, <...> на общую сумму <...>.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что работодателем у Б. до 1 января 2012 года являлось МУЗ "Одесская ЦРБ", в настоящее время МУЗ "Одесская ЦРБ" переименовано в БУЗОО "Одесская ЦРБ" и передано в областную собственность.
Истец Д. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление, в котором указала, что исковые требования прокурора поддерживает и просит удовлетворить их в полном объеме, дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель Администрации Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало. Представил отзыв, согласно которому просил суд в иске прокурору отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Одесского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела прокуратуры Омской области Попову М.Н., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Д. с 1986 года работает в системе здравоохранения района, является работником БУЗОО (ранее МУЗ) "Одесская ЦРБ", что подтверждается трудовым договором, проживает по адресу: <...>.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием ФЗ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Статьей 160 Жилищного кодекса РФ, действующего в настоящий период времени, предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Судом установлено, что в спорный период (2009 - 2011 годы) учредителем МУЗ "Одесская ЦРБ" являлось муниципальное образование "Одесский район" Омской области в лице Администрации муниципального образования "Одесский район" Омской области, что подтверждается Уставом муниципального учреждения здравоохранения "Одесская центральная районная больница" (редакция № 4), утвержденным постановлением Главы муниципального образования "Одесский район" Омской области от 10 марта 2005 года № 77.
Разрешая заявленный иск и удовлетворяя требования прокурора, суд правильно руководствовался указанными нормами закона, а также положениями Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передается тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Пунктом 2 ст. 153 данного Закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий, (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В спорный период (2009 - 2011 годы) работы истицы в МУЗ "Одесская ЦРБ" действовала редакция ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки:
1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчета 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);
2) компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчета 0.065 т угля и 00.087 куб.м дров на 1 кв.м общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5.52 куб.м газа на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что в 2009 - 2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ "Одесская ЦРБ" (в настоящее время БУЗОО "Одесская ЦРБ") в бюджете Одесского района не предусматривались, Администрацией Одесского муниципального района в адрес МУЗ (БУЗОО) "Одесская ЦРБ" такие средства не направлялись.
При этом законодательством, которым правильно руководствовался суд первой инстанции, по существу установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
При таких обстоятельствах довод заявителя в апелляционной жалобе о том, что положения ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ не наделяют органы местного самоуправления обязательными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на существо правильно постановленного решения повлиять не может, так как основан на неверном толковании норм закона.
Решение суда соответствует принципам, установленным п. 2 ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ, и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 03.02.2010 № 136-О-П.
Ссылка заявителя в жалобе на отсутствие в Одесском муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Довод заявителя об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района также основан на ошибочном толковании закона.
Оценка доказательств произведена судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Одесского районного суда Омской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.Моисеева

Судьи
И.Ю.Магденко
А.И.Пшиготский


------------------------------------------------------------------