Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Омского областного суда от 10.04.2013 N 33-2333/2012 <Исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворены правомерно, так как меры по предупреждению возникновения свалки органом местного самоуправления не принимались, несмотря на то, что обязанность организовать сбор, вывоз, переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции органов местного самоуправления>




ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. № 33-2333/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Моисеевой Л.А.
судей Магденко И.Ю., Пшиготского А.И.
при секретаре Ж.В.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Омской области Биенко Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 10 апреля 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Я.К.А. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 4 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, администрации Ленинского административного округа г. Омска по ликвидации множественных несанкционированных свалок твердых бытовых и строительных отходов различной площади и объема, расположенных на территории Ленинского административного округа г. Омска на участке местности в радиусе 2 км на восток и юго-восток от садоводческого некоммерческого товарищества <...> и в радиусе 2 км на юг и юго-запад от остановки общественного транспорта "Карьер", расположенной на трассе М-51 "Новосибирск-Челябинск".
Обязать Администрацию г. Омска, администрацию Ленинского административного округа г. Омска ликвидировать множественные несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов различной площади и объема, расположенные на территории Ленинского административного округа г. Омска на участке местности в радиусе 2 км на восток и юго-восток от садоводческого некоммерческого товарищества <...> и в радиусе 2 км на юг и юго-запад от остановки общественного транспорта "Карьер", расположенной на трассе М-51 "Новосибирск-Челябинск".
Заслушав доклад судьи Пшиготского А.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в результате проведенной прокуратурой совместно с Управлением Роспотребнадзора по Омской области проверки соблюдения природоохранного законодательства выявлены множественные несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов различной площади и объема, расположенные на территории Ленинского АО г. Омска, на участке местности в радиусе 2 км на восток и юго-восток от СНТ <...> и в радиусе 2 км на юг и юго-запад от остановки общественного транспорта "Карьер" на трассе М-51 "Новосибирск-Челябинск". Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией г. Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории данного МО, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Омска, администрации ЛАО г. Омска по ликвидации указанных выше несанкционированных свалок твердых бытовых и строительных отходов; обязать ответчиков ликвидировать свалки.
Представитель истца У.А.А. в судебном заседании иск поддержала.
Представители ответчиков - Администрации г. Омска, администрации ЛАО г. Омска, третьего лица Управления Роспотребнадзора по Омской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Я.К.А. просит решение суда отменить. Судом необоснованно на заявителя возложена обязанность ликвидировать свалку, поскольку надлежащим ответчиком по делу является администрация Ленинского АО г. Омска, как структурное подразделение администрации г. Омска, наделенное правами юридического лица и осуществляющее решение вопросов местного значения на территории Ленинского округа, в том числе по организации на территории округа сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов. Образование выявленных прокурорской проверкой свалок ТБО явилось следствием не бездействия органов местного самоуправления, а результатом действия иных лиц. Применение мер гражданско-правовой ответственности возможно только к лицам, допустившим несанкционированный сброс отходов. Судом в решении не указано, в чем конкретно выразилось бездействие Администрации г. Омска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Омской области Биенко Н.В., просившей отказать в удовлетворении жалобы, поддержавшую иск, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, которые могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно преамбуле к указанному Федеральному закону "Об охране окружающей среды" настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Из пункта 2.1.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" следует, что территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха являются объектами очистки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16 введены в действие Санитарные правила (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"), устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов. Из пункта 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска проверкой деятельности Администрации г. Омска выявлен ряд нарушений требований природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза твердых бытовых и строительных отходов.
Согласно справке ведущего специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Омской области от 8 августа 2012 года на территории Ленинского АО г. Омска на участке местности в радиусе 2 км на восток и юго-восток от садоводческого некоммерческого товарищества <...> и в радиусе 2 км на юг и юго-запад от остановки общественного транспорта "Карьер", расположенной на трассе М-51 "Новосибирск-Челябинск", расположены множественные несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов различной площади и объема.
Ответчиками в ходе рассмотрения дела по существу факт наличия указанной выше свалки бытовых и строительных отходов на момент проведения прокурорской проверки и на момент вынесения решения не оспаривался и опровергнут не был.
Из ответа администрации ЛАО г. Омска от 22 августа 2012 года следует, что в Ленинском округе размещен только один полигон для утилизации твердых бытовых отходов, принадлежащий ООО, местоположение которого установлено на выезде из города Омска по Черлакскому тракту.

Согласно пункту 24 статьи 9 Устава г. Омска, утвержденного Решением городского Совета от 20 сентября 1995 года № 9, к вопросам местного значения муниципального образования г. Омск относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Омска, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом первым Положения об Администрации Ленинского АО г. Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 420, предусмотрено, что администрация Ленинского административного округа г. Омска является территориальным структурным подразделением Администрации г. Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Ленинского административного округа г. Омска, подчинена и подотчетна Мэру г. Омска.
В соответствии с пунктом 15 статьи 17 указанного Положения на администрацию ЛАО г. Омска возложены функции по организации на территории округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов; содействию организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, анализ законодательства свидетельствует о том, что непосредственно к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации: мероприятий по охране окружающей среды в границах города; сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Соответственно, ответственность за организацию данной работы возложена на администрацию г. Омска.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о неправомерном бездействии органа местного самоуправления, поскольку на протяжении длительного периода времени на указанной выше территории расположена несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов; исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) Администрацией г. Омска и ее территориальным структурным подразделением - администрацией Ленинского административного округа г. Омска не принимались.
В части второй статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией г. Омска и администрацией Ленинского АО г. Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ, в связи с чем на указанных ответчиков должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Омска о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения суда.
В структуре органов местного самоуправления муниципального образования г. Омск Администрация города (как исполнительный орган) занимает главенствующее место. Входящие в структуру Администрации г. Омска ее структурные подразделения формально обозначены самостоятельными юридическими лицами, однако по сути таковыми не являются, будучи субординационно и финансово подотчетными и подконтрольными Администрации г. Омска.
Как указывалось выше, Положением об администрации Ленинского административного округа г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29 июня 2011 года № 420, к числу задач территориального структурного подразделения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению территории округа в пределах своей компетенции.
Помимо частичного делегирования указанного полномочия администрации Ленинского АО г. Омска Постановлением Мэра г. Омска от 19 декабря 2007 года № 951-п создано автономное учреждение г. Омска "Управление благоустройства Ленинского административного округа", предметом деятельности которых является благоустройство территории соответствующего административного округа города Омска. Функции учредителя данного автономного учреждения осуществляются администрацией Ленинского АО г. Омска.
Указанное автономное учреждение создано для фактической реализации полномочий органа местного самоуправления и является фактическим исполнителем обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.
Учитывая то обстоятельство, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет именно орган местного самоуправления.
Не может повлечь отмену решения суда и ссылка в апелляционной жалобе Администрации г. Омска на нарушение судом части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, выразившемся в отсутствии указания в решении на конкретные факты, свидетельствующие о бездействии Администрации г. Омска, поскольку из материалов дела следует, что объем территорий, занимаемых отходами, систематический характер их возникновения, количество и природа отходов, выявленных в ходе проведенной проверки, в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии скоординированной работы муниципального образования в лице соответствующих структурных подразделений по устранению несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что возражая против предъявленных прокуратурой исковых требований в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, Администрация г. Омска в нарушение положений статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ никаких доказательств в обоснование своих возражений не представила.
Не представлено таких доказательств и апелляционной коллегии судей.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают правильности выводов суда и не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Омска от 4 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.Моисеева

Судьи
И.Ю.Магденко
А.И.Пшиготский


------------------------------------------------------------------