Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 24.04.2013 N А46-1596/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 29.11.2012 N 358/59 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Микрорайон">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу № А46-1596/2013

Резолютивная часть решения принята и объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Стрелковой Г.В., судей Крещановской Л.А., Солодкевича И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной
ответственностью "Микрорайон" (ИНН 5507033972, ОГРН 1025501392388)
к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН
5503051635)
о признании недействующим приказа № 358/59 от 29.11.2012 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Микрорайон", при участии в судебном заседании:
от заявителя - Галахова Ю.И. по доверенности от 30.01.2013;
от заинтересованного лица - Ширяевой Т.А. по доверенности от 09.01.2013 № 01-08/3;

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области № 358/59 от 29.11.2012 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Микрорайон" недействующим, как не соответствующим подпункту 6 пункта 2 статьи 4, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, пункту 4.5.4 "Положения о Министерстве энергетики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28.05.2008, Административному регламенту Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденному приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.11.2007 № 471.
В обоснование заявленного требования ООО "Микрорайон" указало на то, что при формировании тарифа заинтересованным лицом не был учтен норматив технологических потерь в размере 2174 Гкал, установленный приказом Минэнерго Российской Федерации № 619 от 26.12.2011. Кроме того, в калькуляции расходов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям общества учтен ничем ни обоснованный полезный отпуск в размере 70356 Гкал.
Региональная энергетическая комиссия Омской области в письменном отзыве на заявление требование общества не признала, указав на то, что расчет тарифов произведен в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом имевшихся в ее распоряжении документов.
Представитель ООО "Микрорайон" в судебном заседании заявленное требование поддержал.
Представитель заинтересованного лица обоснованность заявленного требования не признала.
Из материалов дела следует, что Региональной энергетической комиссией Омской области 29 ноября 2012 года издан приказ № 358/59 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон". Приказ опубликован 08.12.2012 в "Омском вестнике" № 58.
Данным приказом установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" на 2013 год. Признан утратившим силу с 1 января 2013 года приказ РЭК Омской области от 30 ноября 2011 года № 415/59 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон".
ООО "Микрорайон" считает приказ № 358/59 от 29 ноября 2012 года не соответствующим подпункту 6 пункта 2 статьи 4, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, пункту 4.5.4 "Положения о Министерстве энергетики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28.05.2008, Административному регламенту Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденному приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.11.2007 № 471, а потому обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из заявления, поданного в суд, следует, что общество считает приказ РЭК Омской области № 358/59 от 29 ноября 2012 года не соответствующим подпункту 6 пункта 2 статьи 4, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, пункту 4.5.4 "Положения о Министерстве энергетики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28.05.2008, Административному регламенту Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденному приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.11.2007 № 471.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Пунктом 4.5.4 "Положения о Министерстве энергетики", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28.05.2008, установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации утверждает нормативы технологических потерь электрической энергии, а также нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.11.2007 № 471 утвержден Административный регламент Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", определяющий процедуры исполнения государственной функции в части утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, сроки и последовательность действий (административных процедур) структурных подразделений Министерства по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 данного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия:
1) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
2) вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);
3) осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов)
5) принимают решения о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3, подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 предусмотрено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В соответствии с пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования, предшествующего расчетному. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (п. 22 Основ).
Одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии определяется как отношение необходимой валовой выручки от деятельности регулируемой организации по передаче тепловой энергии к суммарному объему отпуска тепловой энергии из сетей такой регулируемой организации (п. 88 Основ).
При установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного настоящим пунктом (часть 1 пункта 90 Основ).
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что общим принципом регулирования тарифов и надбавок является, в том числе, информация о регулируемых услугах организаций коммунального комплекса, поставляемых (оказываемых) в сфере деятельности естественной монополии, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Свободный доступ к информации о регулируемых услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых услуг.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив содержание приказа и указанных выше нормативных правовых актов, суд не усматривает несоответствия приказа Региональной энергетической комиссии Омской области № 358/59 от 29.11.2012 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" приведенным выше нормам законодательства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" указанное постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы за исключением тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, платы за подключение к системе теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов), установленных для реорганизованной организации, в случаях их применения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, которая в порядке правопреемства приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей.
В этой связи приказ РЭК Омской области № 358/59 от 29 ноября 2012 не может противоречить пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012.
Отношения, связанные с государственным регулированием тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год, регулировались Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 5.1 Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации регулирующий орган вправе в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих тарифов.
В соответствии с пунктом 8 Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган материалы по перечню, предусмотренному в указанном пункте Правил, в том числе, расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам. В этой связи, применяемый обществом при расчете тарифов размер нормативных потерь в сетях должен быть подтвержден приложением соответствующего приказа Минэнерго Российской Федерации.
ООО "Микрорайон" обратилось в РЭК Омской области с заявлением от 28.04.2012 № 76 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям на 2013 год, приложив к нему расчет полезного отпуска тепловой энергии ЭСО (ПЭ) (Таблица № П 1.7.). Информация, содержащаяся в указанной таблице, обществом документально не была подтверждена. Приложенная к указанному заявлению копия договора от 01.11.2002 № 5-1000-У на оказание услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО "Микрорайон" с приложениями к нему подтверждает оказание ООО "Микрорайон" услуг по передаче тепловой энергии по сетям в количестве 70833, 407 Гкал/год с учетом нормативных тепловых потерь, принятых РЭК Омской области при расчете действующих тарифов на теплоэнергию. Документы в обоснование уменьшения показателя полезного отпуска в 2012 - 2013 годах до уровня 57185,90 Гкал/год, а также показателей нормативных потерь в сетях с 3330,00 Гкал до 2174,00 Гкал обществом не представлено. По указанным основаниям РЭК Омской области принято решение об отказе ООО "Микрорайон" в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, о чем предприятие было проинформировано извещением от 12.05.2012 № ИСХ-12/РЭК-1789.
31.05.2012 ООО "Микрорайон" повторно обратилось в РЭК Омской области с заявлением за № 97 за установлением тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год. Поскольку к данному заявлению также не приложены документы, подтверждающие заявленный объем полезного отпуска и показатель нормативных потерь, предлагаемых обществом для формирования тарифа, РЭК Омской области вновь отказала обществу в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, о чем проинформировала его извещением от 08.06.2012 ИСХ-12/РЭК-2334.
Письмом от 22.06.2012 № 118 обществом в РЭК Омской области представлена информация о процессе согласования ООО "Микрорайон" и ОАО "ТГК-11" договора от 16.05.2012 № 5-1000-У. Договор от 16.05.2012 № 5-1000-У подписан обществом протоколом разногласий от 09.06.2012. Данные разногласия касаются, в том числе, объема услуг по договору (пункт 2.1) и объема нормативных потерь (пункт 2.4). Показатели объема оказываемых услуг по договору (40637, 78 Гкал/год), и размер нормативных потерь (2174 Гкал), указанные обществом в протоколе разногласий, ОАО "ТГК № 11" не согласованы.
Обществом в установленном порядке не представлено подтверждения нормативных потерь в тепловых сетях в размере 2174,0 Гкал, предлагаемых для установления тарифа, объем тепловой энергии на 2012 год по договору в размере 40637, 78 Гкал/год документально обществом не подтвержден. Более того, обществом в РЭК Омской области дважды представлялась информация по полезному отпуску, существенно отличающаяся друг от друга: 57185, 90 Гкал/год - информация таблицы "Расчет полезного отпуска тепловой энергии ЭСО (ПЭ), представленной обществом с заявлением от 28.04.2012 № 76; 40637, 78 Гкал/год - пункт 2.1 протокола разногласий к договору от 16.05.2012 № 5-1000-У, письма от 22.06.2012 № 118 и от 27.11.2012 № 209. Приказ Минэнерго России № 619 от 26 декабря 2011 года об утверждении нормативов технологических потерь на 2012 год был представлен обществом в РЭК после принятия последней решения об установлении тарифа на 2013 год методом индексации в соответствии с пунктом 5.1 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на основании имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации метод индексации тарифов является одним из методов установления тарифов в отношении электрической и тепловой энергии, выбор которого при осуществлении государственного регулирования закреплен за регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 14 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации в случае применения регулирующим органом метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.
При формировании тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Микрорайон" на 2013 год как и в предшествующие периоды регулирования был учтен показатель полезного отпуска в размере 70356,0 Гкал и норматив потерь в размере 3330 Гкал. Эти данные взяты из договора от 01.11.2002 № 5-1000-У, не оспаривались сторонами, что свидетельствует о возможности применения их органом регулирования при формировании тарифа в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 Правил. Во внимание как и ранее регулирующим органом также был принят приказ Минпромэнерго России № 14 от 29 января 2007 года "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2007 год". Факт расторжения договора от 01.11.2002 № 51000-У к моменту принятия оспариваемого приказа не может влиять на вывод о его законности.
Доказательств того, что установлением тарифа не достигается баланс интересов потребителей услуг и интересов самого общества, в частности, не обеспечивается полное возмещение затрат общества последним не представлено.
Суд также не усматривает несоответствия приказа принципам регулирования тарифов, изложенным в пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя, поскольку суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения его требования.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать приказ Региональной энергетической комиссии Омской области № 358/59 от 29.11.2012 года "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям Общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" соответствующим подпункту 6 пункта 2 статьи 4, пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 22, 88, части 1 пункта 90 "Основ ценообразования в сфере теплоснабжения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012, пункту 4.5.4 "Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 28.05.2008, Административному регламенту Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по исполнению государственной функции по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденному приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.11.2007 № 471.
Обществу с ограниченной ответственностью "Микрорайон" в удовлетворении заявления отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Председательствующий судьи
Г.В.Стрелкова

Судьи
Л.А.Крещановская
И.М.Солодкевич


------------------------------------------------------------------