Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2013 N А46-3060/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Омского городского Совета от 14.11.2012 N 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" в части пунктов 2 и 4 приложения N 3>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № А46-3060/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года.

Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Крещановской Л.А., судей Солодкевича И.М., Стрелковой Г.В., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела, возбужденного по заявлению индивидуального предпринимателя Поварченкова Александра Михайловича (ИНН 550600568665, ОГРН 304550605600064) о признании решения Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 в части пунктов 2 и 4 Приложения № 3 не соответствующим статье 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 40-ФЗ и недействующим в указанной части, при участии в деле Департамента транспорта Администрации г. Омска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Поварченков Р.А., действующего на основании доверенности от 15.03.2012, паспорт; ИП Поварченков А.М.
от заинтересованного лица - Кондаков В.В., действующего на основании доверенности от 18.12.2012 № 02-03/1523с, служебное удостоверение № 56,
от третьего лица - Денисенко М.М., действующего на основании доверенности от 27.04.2013 № 1С-Дт/642, паспорт,

установил:

индивидуальный предприниматель Поварченков Александр Михайлович (далее по тексту - заявитель, ИП Поварченков А.М.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением (с учетом их изменения) о признании решения Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 в части пунктов 2 и 4 Приложения № 3 не соответствующим статье 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 40-ФЗ и недействующим в указанной части.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта Администрации г. Омска.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявление мотивировано не соответствием пунктов 2 и 4 Приложения № 3 решения Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 статье 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 40-ФЗ.

Предприниматель указывает на то обстоятельство, что пункт № 2 решения Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 допускает в равной степени осуществление пассажирских перевозок на новых транспортных средствах (сроком эксплуатации до трех лет), и транспортных средствах с большим сроком эксплуатации, признавая, тем самым, обеспечение безопасности и пригодности транспортных средств, независимо от срока их эксплуатации, при этом предусматривает выставление разного количество баллов в зависимости от года выпуска транспортных средств. По мнению заявителя, указанный критерий ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов (субъектов малого и среднего предпринимательства), автопарк которых значительно старше с крупными перевозчиками, обладающими достаточными материальными средствами на обновление автопарка, что создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов (подпункт 8 п. 1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 1.35-ФЗ "О защите конкуренции").
Также, по мнению предпринимателя, пункт № 4 указанного решения отдает предпочтение определенным участникам конкурса путем более высокой оценки действий перевозчиков - 40 баллов, тем участникам конкурса, которые заключили соглашение или предоставляют гарантийное письмо о заключении такого соглашения в будущем, со специализированной муниципальной организацией, осуществляющей управление движением и координацию перевозок городским пассажирским транспортом на территории города Омска. Самостоятельное осуществление управления движением и координации перевозок городским пассажирским транспортом, на территории города Омска, участником конкурса или соглашение с иной организацией оценивается в 5 баллов. В связи с чем, в заявлении указано, что данный пункт критериев, напрямую нарушает п. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", а именно запрет для муниципальных органов на:
- установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров,
- необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- создание дискриминационных условий,
- дачу хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров;
- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Представитель Омского городского Совета в судебном заседании требование не признал. В материалы дела заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление, в котором Омский городской Совет полагает, что оспариваемые пункты 2 и 4 приложения № 3 к Решению Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок маршрутной сети на территории города Омска" в полном объеме соответствуют действующему законодательству, и права заявителя не нарушаются.
Представитель Департамента транспорта Администрации г. Омска заявленные требования не признал, в материалы дела представлен отзыв на заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Решением Омского городского Совета от 14 ноября 2012 года № 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска (далее - Решение № 71) установлен конкурсный порядок допуска перевозчиков к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам единой маршрутной сети, критерии конкурсного отбора и порядок заключения с перевозчиком договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования.
Данным нормативным правовым актом представительным органом местного самоуправления установлен порядок допуска перевозчиков к осуществлению перевозок по маршрутам регулярных перевозок коммерческой маршрутной сети в городском сообщении на территории города Омска.
Пунктом 2 приложения № 3 к вышеуказанному решению № 71 предусмотрен критерий оценки заявок на участие в конкурсе, на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Омска следующего содержания: срок эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров по маршруту, отнесенного к предмету конкурса определяется от года выпуска транспортного средства, указанного в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства) на дату проведения конкурса: до трех лет (включительно) - 50 баллов; свыше трех лет до пяти лет (включительно) - 45 баллов; свыше пяти лет до семи лет (включительно) - 30 баллов; свыше семи лет - 20 баллов.
Пунктом № 4 приложения № 3 к вышеуказанному решению № 71 предусмотрен критерий оценки заявок на участие в конкурсе, на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Омска, следующего содержания:
Способы контроля и управления за движением транспортных средств по маршруту регулярных перевозок:
- наличие соглашения либо гарантийное письмо о заключении в течение трех месяцев с даты заключения договора об организации и осуществления пассажирских перевозок соглашения со специализированной муниципальной организацией, осуществляющей управление движением и координацию перевозок городским пассажирским транспортом на территории города Омска, на диспетчерское обслуживание спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с передачей информации Организатору пассажирских перевозок - 40 баллов;
- наличие соглашения либо гарантийное письмо о заключении в течение трех месяцев с даты заключения договора об организации и осуществления пассажирских перевозок соглашения с иной организацией, осуществляющей управление движением и координацию перевозок городским пассажирским транспортом на территории города Омска, на диспетчерское обслуживание спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с передачей информации Организатору пассажирских перевозок либо самостоятельное диспетчерское обслуживание системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с передачей информации
Организатору пассажирских перевозок - 5 баллов; - сведения не представлены 0 баллов.
Поварченков А.М., полагая, что оспариваемое решение нарушает право индивидуального предпринимателя на занятие предпринимательской деятельности связанной с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, предназначенным для перевозки восьми и более человек, на основании лицензии, на территории муниципального образования городского округа города Омска Омской области, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в своей совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела документы и доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с данным Законом к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, Омский городской совет наделен полномочиями по регулированию деятельности по транспортному обслуживанию населения на территории города Омска.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления, взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными на них в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Статьей 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определено, что вопросы организации дорожного движения (в том числе и организации транспортного обслуживания населения, как составляющей организации дорожного движения) включают в себя комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Статьей 5 указанного Федерального закона определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения и приведен перечень мер, направленных на такое обеспечение, которые не могут реализовываться на равноправии сторон, а предполагают отношения власти-подчинения, которые характерны для административных правоотношений.
К таким мерам отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте; осуществление деятельности по организации дорожного движения; координация деятельности всех органов власти (в том числе и органов местного самоуправления), общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения ДТП и снижения тяжести их последствий.
В соответствии с частью 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог.
Кроме того, статьей 3 данного Федерального закона установлены основные принципы безопасности дорожного движения, в которые входит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
При проведении торгов запрещаются действия, которые создают участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах; органы государственной власти и местного самоуправления, выступающие в качестве организаторов торгов, не вправе вводить не предусмотренные законом ограничения доступа к участию в торгах (части 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
На основании статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту Закон о безопасности движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе: регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Пунктом № 2 приложения № 3 к вышеуказанному решению № 71 предусмотрен критерий оценки заявок на участие в конкурсе, на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Омска, следующего содержания: срок эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров по маршруту, отнесенному к предмету конкурса (определяется от года выпуска транспортного средства, указанного в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства) на дату проведения конкурса: до трех лет (включительно) - 50 баллов; свыше трех лет до пяти лет (включительно) - 45 баллов; свыше пяти лет до семи лет (включительно) - 30 баллов; свыше семи лет - 20 баллов.
Заявитель в заявлении ссылается на статьи 17 и 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 1 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцентирует внимание на том, что транспортные средства, независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном порядке технический осмотр, могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают установленным требованиям и нормам.
При этом считает, что оспариваемый критерий, несмотря на то, что допускает в равной степени все транспортные средства, независимо от срока эксплуатации, тем самым, признавая их безопасность и пригодность, выставляет разное количество баллов в зависимости от срока эксплуатации, вследствие чего ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов и создает для них дискриминационные условия, что является нарушением статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Данные доводы заявителя не могут быть приняты судом на основании следующего.
Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому Омский городской Совет в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса.
Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление дисциплины на предприятиях и индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в сфере пассажирских перевозок и качественное обслуживание населения.
В соответствии со статьей 16 Закона о безопасности движения техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (статья 20 Закона о безопасности движения).
Заявитель не учитывает следующие полномочия органов местного самоуправления, которые взаимосвязаны друг с другом при их реализации:
- организация транспортного обслуживания населения в границах города и создание условий для предоставления транспортных услуг населению (Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- организация дорожного движения, включающая в себя комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (Федеральный закон "О безопасности дорожного движения");
- организация обеспечения безопасности дорожного движения (Федеральный закон "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств.
Безопасностью дорожного движения является состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения, в свою очередь, является деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Одним из основных факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий является низкая пропускная способность автомобильных дорог, которая, в свою очередь, возникает, в том числе, в результате неисправностей транспортных средств, которые прошли технический осмотр, но при этом, имея значительный физический износ ввиду длительного срока эксплуатации, подвержены поломкам, которые препятствуют их дальнейшему участию в дорожном движении, и, как правило, это происходит на дорогах города.
Установление критериев конкурсного отбора, в равной степени распространяющегося на всех перевозчиков, для определения победителя конкурса на право заключения договора по маршрутам регулярных перевозок по методике балльной оценки в зависимости от года выпуска и срока эксплуатации транспортных средств с момента регистрации в регистрационных органах ГИБДД, не создает другим лицам преимущественных условий участия в конкурсе и не нарушают порядок определения победителя или победителей конкурса.
В соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - есть условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе органам местного самоуправления, установлен запрет на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, запрещаются: введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1) и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2). При этом товар в приведенной норме законодательства о защите конкуренции охватывает и услуги.
Между тем, возможность установления оспариваемых критериев обусловлена необходимостью обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также выполнением возложенных на органы местного самоуправления полномочий.
Оспариваемый критерий не создает никаких дискриминационных условий для перевозчиков, так как в конкурсе на право заключения договора могут участвовать все транспортные средства независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном порядке технический осмотр.
Между тем, исходя из трактовки действующего законодательства, транспортные средства с меньшим сроком эксплуатации в большей степени отвечают требованиям безопасности дорожного движения и требуют меньше затрат на проведение технического осмотра транспортного средства и приведение его в состояние, отвечающее требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает периодичность проведения технического осмотра в зависимости от срока эксплуатации транспортного средства.
Срок эксплуатации является одним из объективных показателей степени износа транспортного средства и его безопасности при осуществлении пассажирских перевозок, а также показателем комфортности транспортного средства. При его минимальном значении участнику конкурса выставляется максимальное количество баллов. Такой критерий нельзя считать необоснованным препятствием для осуществления предпринимательской деятельности, поскольку он объясняется необходимостью оказания гражданам-потребителям услуг по перевозке надлежащего качества, с соблюдением требований их безопасности, а также обеспечения наилучших условий комфортности при оказании услуг по перевозке.
Пунктом 4 приложения № 3 к Решению № 71 установлен критерий оценки заявки на участие в конкурсе и его балльная оценка (способ контроля и управления за движением транспортных средств по маршруту регулярных перевозок), где за наличие соглашения либо гарантийное письмо о заключении в течение трех месяцев с даты заключения договора соглашения со специализированной муниципальной организацией, осуществляющей управление движением и координацию перевозок пассажирским транспортом, на диспетчерское обслуживание спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предусмотрено - 40 баллов, а за наличие соглашения либо гарантийное письмо о заключении в течение трех месяцев с даты заключения договора соглашения иной организацией, осуществляющей управление движением и координацию перевозок пассажирским транспортом, на диспетчерское обслуживание спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS либо самостоятельное такое диспетчерское обслуживание - 5 баллов.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 27.10.2010 № 361 (ред. от 14.11.2012) "О правилах организации транспортного обслуживания населения на территории города Омска" (далее - Решение № 361) к полномочиям Администрации города Омска в сфере организации транспортного обслуживания населения относится:
- организация диспетчерского управления движением пассажирского транспорта по маршрутам регулярных перевозок и его оперативного регулирования;
- внедрение и сопровождение автоматизированных систем управления пассажирским транспортом;
- организация обследования пассажиропотоков на маршрутах регулярных перевозок;
- координация деятельности перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (ред. от 17.12.2010) "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
В соответствии с Федеральным законом "О навигационной деятельности" в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 № 55, от 26.01.2012 № 20, от 31.07.2012 № 285, автобусы категории М, осуществляющие перевозки пассажиров, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также подключены к диспетчерскому пункту или диспетчерскому центру и к автоматическому центру контроля и надзора Ространснадзора.
Таким образом, все автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров, в силу требований федерального законодательства, должны быть оснащены системами навигации и подключены к диспетчерским центрам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" утверждена соответствующая Стратегия.
Одной из основных задач Стратегии является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, путем, в том числе, создания единой информационной среды взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса и органов власти.
Согласно Стратегии, повышение доступности и качества транспортных услуг для населения должно осуществляться, в том числе, путем реализации единой транспортной политики в сфере планирования и управления на пассажирском автомобильном транспорте, направленной на устранении ограничений доступа населения к услугам пассажирского автомобильного транспорта.
Также, в соответствии со Стратегией, важным направлением в целях эффективного функционирования автотранспортной отрасли является развитие средств и систем надзора в сфере транспорта посредством оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и внедрением современных диспетчерских систем.
На местном уровне, в области транспорта, принят и действует ряд правовых актов, в том числе: Долгосрочная целевая программа города Омска "Электронный Омск" на 2010 - 2015 годы и Концепция развития навигационной системы Администрации города Омска (постановления Администрации города Омска от 01.09.2009 № 698-п и от 28.04.2012 № 630-п соответственно). Данные правовые акты в обязательном порядке распространяют свое действие на муниципальный транспорт.
В представленном в материалы дела отзыве заинтересованное лицо поясняет, что в соответствии с указанными муниципальными актами в настоящее время на территории города Омска создана и существует Единая навигационная информационная Система, состоящая из единого информационного центра и структурных компонентов, и включающая в себя, в том числе, муниципальные транспортные средства, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации; диспетчеров муниципальных транспортных предприятий, учреждений и иных организаций; каналов передачи данных, необходимых также для их приема, для передачи таких данных всем заинтересованным лицам.

Наличие соглашения о диспетчерском обслуживании со специализированной муниципальной организацией позволит идентифицировать транспортное средство, отслеживать его местоположение системой единой диспетчерской службы, действующей на базе муниципальной организации. Кроме того, данный критерий служит цели повышения качества перевозочных услуг, т.к. при наличии указанного соглашения сведения о транспортные средства будет возможным внести в электронную информационную систему "Мой маршрут", с помощью которой прогнозируется время прибытия нужного автобуса, троллейбуса или трамвая на выбранную остановку. Отсутствие соглашения о диспетчерском обслуживании с муниципальной организацией не препятствует участию в конкурсе хозяйствующим субъектам.
Учитывая изложенное, рассматриваемый критерий не создает каких-либо дискриминационных условий, допуская к участию в конкурсе абсолютно всех перевозчиков, но в то же время способствует реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий, обеспечению безопасности дорожного движения, укреплению транспортной дисциплины на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей.
Оспариваемые критерии способствуют достижению целей, направленных на повышение безопасности дорожного движения, улучшение качества (комфортности) обслуживания пассажиров и оказываемых перевозчиками всех форм собственности услуг.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Конкурсный отбор перевозчика с учетом оспариваемого критерия не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе, все участники равны между собой, самостоятельные действия каждого из них будут влиять на результаты конкурса.

Суд считает, что введение пунктами 2 и 3 приложения к решению № 71 указанных в них критериев призвано обеспечить безопасность дорожного движения при перевозке пассажиров, не лишает ни одного из хозяйствующих субъектов права на участие в конкурсе, в равной степени относится ко всем без исключения возможным претендентам, не создает кому-либо из них преимущественных условий. Возможность проиграть конкурс не может быть расценена в данном случае как нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, предложило лучшие условия.
По смыслу указанной статьи под конкурсом понимается мероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных к оптимальному разрешению поставленной задачи. Признаком конкурса является состязательная борьба его участников, где гарантией справедливого определения победителя выступают единые для всех критерии оценки.
Таким образом, отсутствие оценочных показателей в виде установленных критериев полностью лишает конкурс какого-либо смысла и отсутствует какая-либо необходимость в проведении открытого конкурса, так как конкурсные заявки и сами конкурсанты не будут оцениваться по критериям в баллах и, соответственно, невозможно оценить участников конкурса для выявления перевозчика, способного наилучшим образом удовлетворить потребности населения в транспортных услугах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именем Российской Федерации,

решил:

Признать решение Омского городского Совета от 14.11.2012 № 71 "О порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок городской маршрутной сети на территории города Омска" в части пунктов 2 и 4 Приложения № 3 соответствующим статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 40-ФЗ.
Заявление индивидуального предпринимателя Поварченкова Александра Михайловича оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.А.Крещановская

Судьи
И.М.Солодкевич
Г.В.Стрелкова


------------------------------------------------------------------