Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 18.01.2013 N А46-5362/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.11.2011 N 426/59 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 января 2013 г. по делу № А46-5362/2012

Резолютивная часть решения принята и объявлена 11 января 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 18 января 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Стрелковой Г.В., судей Крещановской Л.А., Третинник М.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло" (ИНН 55062049395506204939, ОГРН 10855430384041085543038404)
к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635)
о признании Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области № 426/59 от 30 ноября 2011 года недействующим, при участии в судебном заседании:
представителя Региональной энергетической комиссии Омской области Мурановой Т.В. по доверенности № 01-06/7 от 10.01.2012,

установил:


общество с ограниченной ответственностью "Тепло" (далее по тексту - ООО "Тепло", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее по тексту - РЭК Омской области), в котором просит признать Приказ РЭК Омской области № 426/59 от 30.11.2011 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" недействующим, как не соответствующим пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 22 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной постановлением Верховного совета РСФСР № 1920 от 22.11.1991, пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004, пунктам 24, 48 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008, пункту 7 и пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011.
В обоснование заявленного требования ООО "Тепло" указало на то, что при расчете тарифа не учтены все затраты предприятия, связанные с приготовлением горячей воды и транспортировки ее до потребителей. В тариф включены только тариф на холодную воду и тепловую энергию. В расчете отсутствуют такие составляющие тарифа как материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация сетей с оборудованием и другие затраты. В исчисленном тарифе отсутствует коэффициент, учитывающий потери воды, удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения, предусмотренные в расчетной формуле. Не понятно, почему взят усредненный норматив расхода тепла на подогрев, утвержденный организацией города, а не сделан расчет с учетом коэффициента, учитывающего потери тепла по трубопроводам ГВС, не применена формула для расчета тарифа, установленная пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011. Таким образом, тариф установлен организации с плановыми убытками, что неприемлемо и ущемляет интересы общества. Кроме того, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Омска от 12.02.2010 года по делу № 2-262/2010 установлено, что ООО "Тепло" не является ресурсоснабжающей организацией по горячему водоснабжению (производителем горячей воды). Организация направила заявление на установление тарифа не по собственной инициативе, а по предписанию № 04/15-11 от 14.12.2011 УФАС РФ по Омской области. Решением от 28.02.2012 Арбитражного суда Омской области по делу № 46-15351/2011 установлено, что ЦТП и сети в 2011 году не были во владении организации. Решением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2012 по делу А46-17149/2011 по иску общества к ОАО "Омскводоканал" о понуждении заключить договор на приобретение холодной воды для приготовления горячей воды отказано, так как общество не может быть покупателем воды для приготовления горячей воды. Организация не занимается предпринимательской деятельностью в части горячего водоснабжения. Понуждение его к занятию данной деятельностью недопустимо.
Региональная энергетическая комиссия Омской области в письменном отзыве на заявление требование не признала, указав на то, что расчет тарифов произведен в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом представленных заявителем документов и расчетов.
Представитель ООО "Тепло" в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица обоснованность заявленного требования не признала.
Суд, рассмотрев материалы дела, заявление ООО "Тепло", дополнения к нему, отзыв на заявление, заслушав представителя заинтересованного лица, не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.
В соответствии с п. 2 статьи 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной постановлением Верховного совета РСФСР № 1920 от 22.11.1991, каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ предусмотрено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124). Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3, подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 предусмотрено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Пунктами 24 и 48 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008, установлено, что для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Пунктами 7 и 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011, установлено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения. Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов. Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из: ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды; ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения на 1 Гкал в час присоединенной мощности. Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. метр в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по указанной в пункте 58 Методических указаний формуле.
Применительно к рассматриваемому делу суд не усматривает несоответствия Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области № 426/59 от 30.11.2011 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" приведенным выше нормам законодательства.
29.09.2011 ООО "Тепло", будучи юридическим лицом, обратилось в РЭК Омской области с просьбой открыть дело по установлению тарифа на производство горячей воды на 2012 год, представив расчеты тарифов и обосновывающие материалы, свидетельствующие об осуществлении деятельности по эксплуатации центральных тепловых пунктов и производству горячей воды, следовательно, Приказ РЭК не может нарушать права заявителя как человека и гражданина.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения; системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520, тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47, тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети.
Таким образом, организацией коммунального комплекса, для которой устанавливается тариф на горячую воду, является организация, осуществляющая эксплуатацию центральных тепловых пунктов и сетей ГВС, по которым горячая вода поставляется потребителям.
Обязанность заявителя совершить действия по получению тарифа на горячую воду на 2012 год была установлена также предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № 04/15-11 от 14.12.2011, выданным на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № 04/15-11 от 14.12.2011.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2012 по делу № А46-3575/2012, вступившим в законную силу, данное требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области признано судом законным и обоснованным.
Таким образом, установление РЭК Омской области тарифов на горячую воду для потребителей ООО "Тепло" не противоречит указанным заявителем нормам права.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Порядок расчета тарифа на горячую воду установлен Разделом V.I.3. Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47.
Регламентом Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 56/29 от 08.07.2008 (далее по тексту - Регламент РЭК Омской области), определен порядок действий государственного органа при установлении тарифов.
Установление тарифов (цен) производится РЭК Омской области путем рассмотрения соответствующих дел, открываемых по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, либо по инициативе РЭК Омской области (пункт 1.3 Регламента РЭК Омской области).
Порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по установлению тарифов (цен) урегулирован разделом 8 Регламента РЭК Омской области
Пунктом 8.2 Регламента РЭК Омской области установлено, что в случае установления тарифов (цен) по инициативе организации, осуществляющей регулируемую деятельность, такая организация направляет на имя руководителя Комиссии письменное заявление об установлении тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении указываются следующие сведения:
- сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), направившей(им) заявление (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, индивидуального предпринимателя);
- основания, по которым заявитель обратился в Комиссию для установления тарифов (цен);
- требование, с которым заявитель обращается.
К заявлению прилагаются в подлиннике или заверенных заявителем копиях документы, указанные в нормативных правовых актах (в зависимости от регулируемого вида деятельности).
Пунктом 8.4 Регламента РЭК Омской области предусмотрено условие о том, что в случае если представленные документы не соответствуют требованиям, указанным в пункте 8.2, РЭК Омской области имеет право возвратить заявителю заявление и документы на доработку с письменным указанием оснований, по которым они возвращаются.
Основания отказа в совершении государственными органами обязанностей, которые возложены на них законом, могут быть установлены только лишь законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520, организация коммунального комплекса представляет в орган, уполномоченный на установление тарифа, следующие документы: заявление об установлении тарифа с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет тарифа по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет.
Судом установлено, что заявителем для установления тарифа были представлены все обязательные для установления тарифа документы.
При этом предложения по размеру тарифов были представлены заявителем без учета коэффициента потерь воды и удельных расходов на содержание ЦТП, данные величины не были рассчитаны или обоснованы какими-либо документами. Кроме того, расходы на содержание ЦТП учтены в тарифе на передачу тепловой энергии, поскольку ООО "Тепло" является организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии с использованием ЦТП.
Количество тепловой энергии на подогрев воды также было принято по предложению предприятия в размере, утвержденном постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 № 217-п. Обоснований и расчета иного количества тепловой энергии общество в РЭК Омской области не представило.
Предложенные расходы на приобретение и установку приборов учета, устройство водомерного узла, установку теплообменников не являются расходами на содержание систем ГВС. Данные расходы могут быть предусмотрены программой по энергосбережению в рамках инвестиционной программы организации коммунального комплекса и учитываются при установлении надбавки к тарифу, утверждаемой органами местного самоуправления. Указанные программы в РЭК Омской области заявитель не представил. Обоснование суммы расходов и основания их включения в тариф на горячую воду заявителем не представлялись.
Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520, не предусмотрена обязанность органа регулирования по направлению в адрес организаций коммунального комплекса запросов о предоставлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов, а также других документов.
Учитывая, что соблюдение принципа учета всех расходов организации при установлении тарифа предполагает в данном случае представление ей всех обосновывающих расходы и коэффициенты документов, исходя из указанных выше обстоятельств суд констатирует соответствие Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области № 426/59 от 30.11.2011 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 22 "Декларации прав и свобод человека и гражданина", утвержденной постановлением Верховного совета РСФСР № 1920 от 22.11.1991, пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51 -ФЗ, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004, пунктам 24, 48 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008, пункту 7 и пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011 и отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя изданием нормативного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя, поскольку суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения его требования.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области № 426/59 от 30.11.2011 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" соответствующим пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 22 "Декларации прав и свобод человека и гражданина", утвержденной постановлением Верховного совета РСФСР № 1920 от 22.11.1991, пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, подпункту 1 пункта 1 статьи 3, подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004, пунктам 24, 48 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 520 от 14.07.2008, пункту 7 и пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011.
Обществу с ограниченной ответственностью "Тепло" в удовлетворении заявления отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд ЗападноСибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Председательствующий судьи
Г.В.Стрелкова

Судьи
Л.А.Крещановская
М.А.Третинник


------------------------------------------------------------------