Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2013 N А46-2699/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 15.1 и 15.2 приложения N 3, пункта 12 приложения N 4 и пункта 12 приложения N 5 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 N 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. № А46-2699/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2013
Решение в полном объеме изготовлено 19.06.2013
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Крещановской Л.А., судей Солодкевича И.М., Стрелковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Омский каучук" (ОГРН 1025500520297, ИНН 5501023216) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418, ИНН 5503051635) о признании недействующим в части приказа от 27.12.2012 № 593/69,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Перфильевой И.В., действующей на основании доверенности от 06.05.2013 № 1527, паспорт; Грохотовой Н.М., действующей на основании доверенности от 18.04.2013 № 1355, паспорт, Обухова А.О., действующего на основании доверенности от 02.11.2012 № 3450, паспорт;
от РЭК Омской области - Мартыновской С.А. по доверенности от 30.04.2013 № 01-08/15, удостоверение № 131; Ширяевой Т.А. по доверенности от 09.01.2013 № 01-08/3, удостоверение № 122,

установил:

открытое акционерное общество "Омский каучук" (далее - заявитель, ОАО "Омский каучук") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Омской области) о признании п. 15.1, 15.2 приложения № 3, п. 12 приложения № 4 в части установления долгосрочных параметров регулирования на 2013 год, п. 12 приложения № 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" не соответствующими п. 37 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", п. 5, п. 9 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 17.02.2012 года № 98-э, и не действующими в указанной части.
В процессе рассмотрения дела в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования, попросив суд, признать п. 15.1 приложения № 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, п. 15.2 приложения № 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, п. 12 приложения № 4 в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2013 год, п. 12 приложения № 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" не соответствующими ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 37 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", п. 5, п. 7, п. 9, п. 11 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 17.02.2012 года № 98-э, и не действующими в указанной части.
Судом уточнения приняты.
В судебном заседании представители ОАО "Омский каучук" заявленное требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Требование о признании недействующим нормативного акта в части мотивировано тем, что РЭК Омской области при установлении тарифа для ОАО "Омский каучук" на 2013 год был неверно произведен расчет одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, принятый на заседании правления РЭК Омской области 18.12.2012 года. Заявитель полагает, что РЭК Омской области при принятии решения об установлении и введении в действие индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Омский каучук" для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Сибири" были допущены нарушения, оспариваемые положения приказа не соответствуют п. 37 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, п. 5, п. 9 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 17.02.2012 года № 98-э.
ОАО "Омский каучук" оспаривает п. 15.1, 15.2 приложения № 3, п. 12 приложения № 4 в части установления долгосрочных параметров регулирования на 2013 год, п. 12 приложения № 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", как нарушающие права и законные интересы ОАО "Омский каучук" на установление экономически обоснованного тарифа на передачу электрической энергии.
Региональная энергетическая комиссия Омской области требования заявителя не признала, ссылаясь на законность оспариваемого нормативного акта и соответствие его действующему законодательству на момент принятия. В представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо ссылается, что одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год для ОАО "Омский каучук" в соответствии с пунктами 6, 7, 14 МУ № 174-э/8 рассчитан, исходя из расходов на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям 9440,30 руб. (подконтрольные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на оплату потерь) и полезного отпуска 27,757 млн. кВт.ч, определенного на 2012 год.
К моменту формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год и проведения необходимой корректировки установленных РЭК Омской области долгосрочных параметров регулирования МУ № 174-э/8 утратили силу в соответствии с приказом ФСТ от 06.06.2012 № 377-э. В этой связи указанные действия произведены РЭК Омской области в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ от 17.02.2012 № 98-э (далее - МУ).
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 27.12.2012 года РЭК Омской области на основании протокола заседания правления РЭК Омской области от 18.12.2012 года № 66 был издан Приказ № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
Текст приказа был опубликован в газете "Омский вестник" от 29.12.2012 года № 64. Тарифы, установленные обжалуемым приказом, действуют с 01.01.2013 года.

В соответствии с п. 5.15 Регламента Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного приказом РЭК Омской области от 08.07.2008 года № 59/29, протокол правления является документом, фиксирующим основные положения, рассматриваемые при принятии правлением решения по установлению соответствующих тарифов.
Согласно п. 7.1 - 7.4 указанного Регламента, а также п. 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области от 02.11.2011 года, решение об установлении тарифов оформляется приказом, являющимся нормативным правовым актом.
В рассматриваемом случае решение правления РЭК Омской области, зафиксированное в протоколе, оформлено приказом РЭК Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год". Именно данный нормативный акт налагает на заявителя обязанность по применению с 01.01.2013 года установленных тарифов.
Полагая, что п. 15.1, 15.2 приложения № 3, п. 12 приложения № 4 в части установления долгосрочных параметров регулирования на 2013 год, п. 12 приложения № 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" не соответствует п. 37 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", п. 5, п. 9 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 17.02.2012 года № 98-э, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующими указанных пунктов.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2006 № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы), метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ) является одним из методов регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ.

В соответствии с пунктом 38 Основ тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, на основании долгосрочных параметров регулирования, перечисленных в пункте 38 Основ. В этой связи, в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом ФСТ от 29.07.2010 № 174-э/8 (далее - МУ № 174-э/8), РЭК Омской области приказом от 29.12.2012 № 565/67 (Приложение № 4 к приказу) утвердила долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в том числе для заявителя, на 2012 - 2014 годы.
Структура расходов в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле 1 п. 11 Методических указаний и включает подконтрольные расходы и неподконтрольные расходы.
В соответствии с пунктом 11 МУ № 174-э/8 базовый уровень подконтрольных расходов в базовом году долгосрочного периода регулирования (2012 год) установлен РЭК Омской области методом экономически обоснованных расходов с учетом статей затрат, перечисленных в пункте 12 МУ № 174-э/8. Учитывая положения пункта 16 Основ, пункта 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, пункта 6.7 учетной политики ОАО "Омский каучук" на 2012 год, утвержденной приказом от 30.12.2008 № 571 "Об утверждении учетной политики", Порядка калькулирования себестоимости продукции и услуг в основных и вспомогательных цехах, расходы на регулируемую деятельность в доле на субабонентов (товарную продукцию) определены из расчета общей суммы расходов регулируемой организации пропорционально заявленной мощности электрической энергии сторонних потребителей от общего объема расходов заявителя на осуществление деятельности по передаче электроэнергии по сетям.
Как следует из материалов дела, к моменту формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год и проведения необходимой корректировки установленных РЭК Омской области долгосрочных параметров регулирования МУ № 174-э/8 утратили силу в соответствии с приказом ФСТ от 06.06.2012 № 377-э. В этой связи указанные действия произведены РЭК Омской области в соответствии с положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ от 17.02.2012 № 98-э (далее - МУ).
В соответствии с пунктом 7 МУ перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются перечисленные в пункте планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг, а также величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 МУ № 98-э на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. Указанный расчет производится в соответствии с пунктом 11 МУ (формула (2)). При расчете учитывается показатель подконтрольных расходов ПР1, ПР i-1, учтенных соответственно в базовом и в i-l периоде долгосрочного периода регулирования. Указанный показатель подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 МУ методом экономически обоснованных расходов. В соответствии с пунктом 15 Основ при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основании размера НВВ организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В этой связи, при формировании НВВ на весь долгосрочный период регулирования (2012 - 2014 годы), РЭК Омской области применен показатель мощности 6,290 Мвт, поскольку для расчета НВВ на 2013 и 2014 годы соответствующий показатель мощности еще не известен (учитывая дату принятия соответствующего приказа - 27.12.2012). Именно по указанному основанию МУ предусмотрена ежегодная корректировка установленного НВВ, осуществляемая также по формуле (2) пункта 11 МУ.
При анализе ее составляющих следует, что к моменту принятия регулирующим органом оспариваемого приказа, НВВ на содержание сетей ОАО "Омский каучук" в сумме 12181,64 руб. (в доле на субабонентов), установленная на 2013 год приказом РЭК Омской области от 29.12.2011 № 565/67, при установлении тарифов на 2013 год в соответствии с пунктом 9 Методических указаний подлежит корректировке с учетом только:
- величины подконтрольных расходов (ПР1, ПРг-1,) в соответствии с приростом количества активов (у.е.), изменением индекса потребительских цен, определенного прогнозом социально-экономического развития РФ. В соответствии с положениями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год, разработанным Минэкономразвития РФ от 12.09.2012, ИПР на 2013 год - 1,071, применяется к уровню расходов, учтенных при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год;
- величины неподконтрольных расходов (HPi, HPi), определяемых методом экономически обоснованных расходов в доле на товарную продукцию (перечень расходов, включаемых в состав неподконтрольных расходов, определен пунктом 11 МУ).
Одноставочный тариф на 2013 год был рассчитан следующим образом: (подконтрольные расходы * коэффициент индексации + неподконтрольные расходы + расходы на оплату потерь + выпадающие доходы (недополученный доход за предыдущий год) / полезный отпуск электрической энергии, отпускаемый потребителям.
Изменение величины полезного отпуска учитывается при определении величины Bi - расходов i-го года долгосрочного периода регулирования, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 МУ, а также расходы в соответствии с пунктом 10 МУ и корректировка НВВ в соответствии с пунктом 32 Основ (формулы (3) - (8) МУ). Последним истекшим годом долгосрочного периода регулирования будет являться 2014 год. В этой связи расчет НВВ на долгосрочный период, индивидуальных одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год, а также корректировка НВВ произведены РЭК Омской области в соответствии с указанными нормами Основ и МУ.
Также пунктом 38 Основ определено, что при применении метода долгосрочной индексации НВВ темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год i-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития РФ на соответствующий год. При значительных изменениях объемов полезного отпуска в части сторонних потребителей у регулируемых организаций происходит резкий рост НВВ в доле на субабонентов, что в свою очередь приводит к росту одноставочного единого (котлового) тарифа, что не позволяет выполнить указанное условие пункта 38 Основ.
В соответствии с пунктом 4 МУ расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом НВВ, определенной в соответствии с разделами III, IV МУ. Формула расчета НВВ размещена в разделе III (пункт 11) МУ и предусматривает арифметическое действие по сложению показателей подконтрольных расходов, неподконтрольных расходов и результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации. В результате указанных расчетов определяется только НВВ в части содержания электрических сетей. Остальные расходы регулируемой организации, включаемые в состав НВВ (например, расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях), определяются в порядке, предусмотренном соответствующим пунктом Основ.
Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 МУ. Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 МУ. Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов. В соответствии с пунктом 15 Основ при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основании размера НВВ организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической (тепловой) энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией по решению регионального органа рекомендуется производить в соответствии с одним из нижеследующих методов:
- согласно учетной политике, принятой в организации;
- пропорционально отпуску (передаче) электрической (тепловой) энергии.
Учитывая, что передача электрической энергии по сетям не является для ОАО "Омский каучук" основным видом деятельности, а также положения учетной политики организации, базовый уровень подконтрольных расходов, неподконтрольные расходы и, следовательно, НВВ на содержание сетей для расчета долгосрочных тарифов не могли быть рассчитаны иным способом, кроме как в доле на товарную продукцию. Учитывая данное обстоятельство, расчет НВВ на содержание электрических сетей произведен РЭК Омской области путем определения указанным способом подконтрольных и неподконтрольных расходов и их суммирования, что полностью соответствует формуле 1 пункта 11 МУ и опровергает довод заявителя о том, что не был произведен расчет НВВ (всего) по формуле, указанной в разделе 3 Методических указаний. Кроме того, действующие нормативные правовые акты в сфере государственного регулирования тарифов в электроэнергетике не содержат формулы расчета НВВ в целом по организации на регулируемую деятельность. Расчет указанной НВВ для формирования тарифа осуществляется регулирующим органом путем суммирования всех расходов регулируемой организации, необходимых для осуществления ею регулируемой деятельности, в соответствии с определением необходимой валовой выручки, содержащимся в пункте 2 Основ. По формулам раздела 3 МУ, как указывалось выше, осуществляется расчет НВВ на содержание электрических сетей. В этой связи указанный довод заявителя о необходимости расчета НВВ (всего) по формуле, указанной в разделе 3 Методических указаний, является не соответствующим МУ и Основам.

По пункту 8 МУ за регулирующими органами закреплено полномочие по расчету НВВ на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования. На 2013 год для ОАО "Омский каучук" НВВ определена в размере 12181,64 руб. (базовый уровень подконтрольных расходов, утвержденный на первый год (2012 год) долгосрочного периода регулирования * коэффициент индексации + неподконтрольные расходы + выпадающие доходы = 6027,67 тыс. руб. * 1,06 + 3738,13 тыс. руб. + 2054,17 тыс. руб.) (строка 12 Приложения № 5 к приказу РЭК Омской области от 29.11.2011 № 565/67 в редакции приказа РЭК Омской области от 27.12.2012 № 593/69). В состав НВВ включены:
- откорректированный размер подконтрольных расходов 6389,34 тыс. руб. = 6027,67 тыс. руб. (базовый уровень подконтрольных расходов) * 1,06 (коэффициент индексации);
- размер неподконтрольных расходов на 2013 год, рассчитанный с учетом мощности 15,620 МВт (согласно учетной политике организации) на указанный год 3738,13 тыс. руб., (в том числе амортизация: 12 350,48/59,564*15,620 = 3 238,78 тыс. руб.);
- размер компенсации незапланированных расходов 2054,17 тыс. руб.
В этой связи расчет размера НВВ на 2013 год, утвержденного в Приложении № 5 к приказу РЭК Омской области от 29.11.2011 № 565/67 (в редакции приказа РЭК Омской области от 27.12.2012 № 593/69), произведен РЭК Омской области в соответствии с пунктами 8, 11 МУ.
Пунктом 9 МУ предусматривается ежегодная корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, в течение долгосрочного периода регулирования. Учитывая данное требование, а также то, что по формуле 1 пункта 11 рассчитывается НВВ в части содержания электрических сетей, следует указать, что под корректировкой НВВ законодатель подразумевает умножение расходов, включаемых в подконтрольные расходы, на индекс потребительских цен на соответствующий год и значение прироста количества активов, определение неподконтрольных расходов на соответствующий год с учетом показателя мощности и полезного отпуска на данный год, определение иных расходов по регулируемой деятельности с учетом показателя мощности и полезного отпуска на данный год, включаемых в состав НВВ (в целом по регулируемой деятельности). При этом, в рамках указанной корректировки НВВ показатель подконтрольных расходов подлежит корректировке только на индекс потребительских цен на соответствующий год регулирования и на значение прироста количества активов. Применение иных показателей для корректировки подконтрольных расходов, в том числе, размера мощности либо размера полезного отпуска, МУ не предусмотрено.
Кроме того, расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области производится на основе НВВ каждой сетевой организации, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний № 20-э/2, то есть с учетом расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии (регулируемой деятельности). Таким образом, НВВ в части содержания электрических сетей, необходимая для осуществления регулируемой деятельности, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, на базовый год долгосрочного периода регулирования (2012 год) принимался именно в доле на товарную продукцию.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о том, что расчет расходов, связанных с регулируемой деятельностью, а также корректировка НВВ произведены РЭК Омской области не в соответствии с положениями МУ, являются не соответствующими нормам разделов II, III МУ, а также информации о формировании тарифов на 2013 год для ОАО "Омский каучук", содержащейся в протоколе заседания правления РЭК Омской области от 18.12.2012 № 66.
Долгосрочные параметры регулирования, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов, на 2012 - 2014 годы устанавливались в конце 2011 года. В этой связи для их формирования на весь указанный период не мог быть учтен иной показатель мощности, кроме 6 290 МВт, заявленный ОАО "Омский каучук" на 2012 год.
МУ не содержат формулы расчета базового уровня подконтрольных расходов, а содержат только перечень расходов, включаемых в их состав (пункт 12 МУ). В этой связи, расчет указанного показателя, утвержденного приказом РЭК Омской области от 29.12.2011 № 565/67, произведен на 2012 год путем суммирования указанных расходов, рассчитанных в доле на указанный размер мощности. В соответствии с пунктом 6 МУ долгосрочные параметры регулирования в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. Пунктом 11 МУ (формула 2) предусмотрена корректировка указанного показателя на последующие периоды регулирования путем умножения базового уровня подконтрольных расходов, установленного на первый год долгосрочного периода регулирования (2012 год) на индекс потребительских цен на соответствующий последующий год долгосрочного периода регулирования и на значение прироста количества активов. Тарифы на 2013 год для ОАО "Омский каучук" рассчитаны на основании базового уровня подконтрольных расходов в размере 6389,34 тыс. руб., полученного в результате корректировки базового уровня подконтрольных расходов на 2012 год (таблица "Расчет подконтрольных расходов" Приложения № 6 к протоколу заседания правления РЭК Омской области от 18.12.2012 № 66). Иных корректировок базового уровня подконтрольных расходов, в том числе, с учетом изменения показателя мощности либо полезного отпуска в последующие периоды долгосрочного регулирования, МУ не предусмотрено. Также заявителем в документах, представленных в материалы дела не приводятся основания, по которым следует признать не соответствующим закону показатель базового уровня подконтрольных расходов, утвержденного для заявителя на 2013 год. При этом требование о признании пункта 12 Приложения № 4 к приказу РЭК Омской области от 27.12.2012 № 593/69 в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2013 год заявлено ОАО "Омский каучук" в числе требований по обжалуемому приказу. В этой связи основания для удовлетворения указанного требования заявителя отсутствуют.
Расчет индивидуальных двухставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год для ОАО "Омский каучук" произведены РЭК Омской области в соответствии с формулами пункта 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - МУ № 20-э/2). Для расчета тарифов по формулам 15.23, 15.24 пункта 52 МУ № 20-э/2 принята НВВ, в состав которой включены показатель НВВ на содержание электрических сетей, расходы на покупку электрической энергии на возмещение потерь в сетях, и показатель мощности в размере 15,620 МВт. Данный довод подтверждается данными таблицы "Калькуляция расходов, связанных с передачей электроэнергии по сетям "ОАО "Омский каучук", на 2013 год" Приложения № 6 к протоколу заседания правления РЭК Омской области от 18.12.2012 № 66.
Учитывая изложенное, одноставочный и индивидуальные двухставочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2013 года для ОАО "Омской каучук" были сформированы РЭК Омской области исходя из НВВ, учитывающей расходы на регулируемую деятельность, исходя из размера мощности на 2013 год 15 620 МВТ (кроме базовых подконтрольных расходов, расчет и корректировка которых произведены в соответствии с МУ), и показателей мощности 15 620 МВт, полезного отпуска 101 511 млн. кВт.ч. В этой связи довод заявителя о том, что НВВ для формирования указанных тарифов на 2013 год, и самим указанные тарифы сформированы РЭК Омской области без учета показателей мощности и полезного отпуска на 2013 год, является необоснованным.
Учитывая вышеуказанные установленные судом обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Омский каучук" (ОГРН 1025500520297, ИНН 5501023216) о признании пункта 15.1 приложения № 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, пункта 15.2 приложения № 3 в части установления ставки на содержание электрических сетей и одноставочного тарифа, пункта 12 приложения № 4 в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2013 год, пункта 12 приложения № 5 в части установления необходимой валовой выручки на 2013 год к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 года № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" не соответствующими части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 37 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктам 5, 7, 9, 11 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 17.02.2012 года № 98-э, и не действующими в указанной части, оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий
Л.А.Крещановская

Судьи
И.М.Слодкевич
Г.В.Стрелкова


------------------------------------------------------------------