Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2013 N А46-5617/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 33 приложения к Приказу Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 N 12 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. № А46-5617/2013

Резолютивная часть решения принята и объявлена 14 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 19 июня 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Стрелковой Г.В., судей Третинник М.А., Солодкевича И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Министерству экономики Омской области (ИНН 5503078637, ОГРН 1045504005436) о признании частично недействующим Приказа № 12 "Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области" от 12.04.2005,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Селюн А.В. по доверенности от 17.05.2013 № 15/148,
от заинтересованного лица - Лахина А.В. по доверенности от 17.04.2013 № 6/13,

установил:

открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействующим пункта 33 Приложения к Приказу Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области".
В обоснование заявленного требования открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" указало на то, что пункт 33 Приложения к Приказу Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области" № 12 противоречит пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", Указу Губернатора Омской области № 33 от 19.02.2004 "Об организации деятельности Министерства экономики Омской области", издан не уполномоченным органом, нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно возлагает на него обязанности по расходованию средств.
Министерство экономики Омской области в письменном отзыве с требованием общества не согласилось, сославшись на то, что Приказ принят в соответствии с абзацем первым пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пунктом 2 Указа Губернатора Омской области от 05.04.2005 № 34 "О признании утратившим силу постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 19 апреля 1996 года № 222-п". Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года № 167 не регулирует порядок расчетов за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ.
В судебном заседании представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержала заявление по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Министерства экономики Омской области обоснованность требования не признал.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление ОАО "ОмскВодоканал", отзыв заинтересованного лица, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
ОАО "ОмскВодоканал", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в силу своей деятельности является лицом, осуществляющим взимание с абонентов платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области.

Приказом Министерства экономики Омской области от 12 апреля 2005 года № 12 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области. Из текста Приказа следует, что Порядок утвержден во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Указов Губернатора Омской области от 05.04.2005 № 34 "О признании утратившим силу постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 19 апреля 1996 года № 222-п".
Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что денежные средства, поступившие организации водопроводно-канализационного хозяйства от абонентов в соответствии с пунктом 29 Порядка, расходуются организацией ВКХ на оплату объемов сверхлимитного водоотведения и сброса загрязняющих веществ в водные объекты сверх предельно-допустимых нормативов и размещение отходов (осадков) сточных вод, а также на финансирование природоохранных мероприятий, в том числе на приобретение для выполнения этих мероприятий оборудования, спецавтотранспорта и т.д.
Приказ Министерства экономики Омской области от 12 апреля 2005 года № 12 с приложением Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области был опубликован в изданиях "Омская правда" № 26 от 13.04.2005 и "Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области" за март - апрель 2005 года № 2 (8).
Заявитель, считая пункт 33 Приложения к Приказу Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области" не соответствующим Указу Губернатора Омской области № 33 от 19.02.2004 "Об организации деятельности Министерства экономики Омской области", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", обратился в суд с заявлением о признании данного пункта недействующим.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 193 (п. 3 части 1, часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено требование о том, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно содержать указание на права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В процессе рассмотрения дела Министерством экономики Омской области представлен Приказ № 22 от 04.06.2013 года "О признании утратившими силу и изменении приказов Министерства экономики Омской области", из которого следует, что пункт 33 исключен из приказа Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области". Приказ № 22 от 04.06.2013 опубликован в издании "Омский вестник" № 27 от 07.06.2013.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По мнению заявителя, пункт 33 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области противоречит пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". При этом противоречие данным нормативным актам заявитель усматривает в том, что данными нормативными актами не предусмотрено направление денежных средств, поступивших организации водопроводно-канализационного хозяйства от абонентов в соответствии с пунктом 29 Порядка.
Как следует из содержания данных нормативных актов, они не регулируют вопрос направления полученных от абонентов денежных средств, соответственно, отсутствие в указанных нормативных актах норм о направлении денежных средств, поступивших организации водопроводно-канализационного хозяйства от абонентов в соответствии с пунктом 29 Порядка, не может влечь несоответствие пункта 33 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области указанным нормативным актам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Министерства экономики Омской области установлены Указом Губернатора Омской области № 33 от 19.02.2004 "Об организации деятельности Министерства экономики Омской области", отдельные полномочия по утверждению порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области установлены Указом Губернатора Омской области от 5 апреля 2005 года № 34 "О признании утратившим силу постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 19 апреля 1996 года № 222-п".
Проанализировав данные полномочия, суд пришел к выводу, что, включая в Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области пункт 33, указывающий порядок расходования денежных средств, поступивших организации водопроводно-канализационного хозяйства от абонентов в соответствии с пунктом 29 Порядка, Министерство вышло за пределы своих полномочий, установленных Указами Губернатора Омской области № 33 от 19.02.2004 и № 34 от 05.04.2005. Наделение Министерства полномочиями по определению Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области не означает наделение его полномочиями по указанию порядка расходования полученных денежных средств.
Имея в виду указанные обстоятельства при вынесении решения суд тем не менее учитывает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности включением в Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области, утвержденный Приказом Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области", пункта 33. Как следует из пояснений самого заявителя, пункт 33 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области ранее им не выполнялся. Направление 30.05.2013 года в его адрес прокурором города Омска представления с требованием устранить нарушения пункта 33 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с указанными обстоятельствами, а также в связи с отменой с 07.06.2013 года Министерством данного пункта.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении решения распределяет судебные расходы. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых вынесен судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.
Поскольку требование ОАО "ОмскВодоканал" оставлено без удовлетворения, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, относится на него.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" в удовлетворении требований о признании пункта 33 Приложения к Приказу Министерства экономики Омской области от 12.04.2005 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Омской области", как несоответствующего Указу Губернатора Омской области № 33 от 19.02.2004 "Об организации деятельности Министерства экономики Омской области", пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Председательствующий
Г.В.Стрелкова

Судьи
М.А.Третинник
И.М.Солодкевич


------------------------------------------------------------------