Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 N А46-3249/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.12.2012 N 521/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр", Таврический муниципальный район Омской области">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу № А46-3249/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2013
Решение в полном объеме изготовлено 21.06.2013
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Крещановской Л.А., судей Солодкевича И.М., Стрелковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой А.М., рассмотрев в судебном заседании материалы дела, возбужденного по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" (ОГРН 1105509000354, ИНН 5534021221) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании приказа от 20.12.2012 № 521/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" несоответствующим Федеральному закону № 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействительным, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Тепловик",
при участии заседании представителей: от заявителя - Скрылевой О.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2013(паспорт),
от РЭК Омской области - Колоусовой Ю.А., действующей на основании доверенности от 06.05.2013 № 01-08/16 (паспорт), Ванюковой Ю.В. по доверенности от 09.01.2013 (удостоверение № 180);
от третьего лица - не явился, извещен.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" (далее - заявитель, ООО "Расчетный Центр") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (заинтересованное лицо, РЭК Омской области) о признании приказа от 20.12.2012 № 521/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" несоответствующим Федеральному закону № 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Тепловик".
В судебном заседании представитель ООО "Расчетный Центр" заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Требование о признании недействующим нормативного акта мотивировано тем, что оспариваемым Приказом № 521/67 установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом, без указания конкретных потребителей, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Заявитель считает, что при формировании тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепловик" РЭК Омской области были нарушены требования Федерального закона "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010, Постановления Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 № 109 и тем самым нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, также полагает, что тариф на 2013 год является экономически необоснованным.
Региональная энергетическая комиссия Омской области требования заявителя не признала, ссылаясь на законность оспариваемого нормативного акта и соответствие его действующему законодательству на момент принятия. В представленном отзыве на заявление заинтересованное лицо ссылается, что при формировании тарифа на 2012 год полезный отпуск тепловой энергии принят в объеме 138627,7 Гкал на основании представленного реестра договоров и объема технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ООО "Расчетный центр", рассчитанных согласно "Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденной заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 и "Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.08 № 325.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 01.10.2012 между ООО "Тепловик" и ООО "Расчетный центр" заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде на коллекторных котельных ООО "Тепловик" № ТЭ-2012/01, на основании которого на коллекторах котельных заявитель приобретает всю вырабатываемую тепловую энергию у ООО "Тепловик", транспортирует и реализует ее конечному потребителю.
Письмом № 5104 от 22.11.2012 общество обратилось в РЭК Омской области с требованием об открытии дела об установлении тарифа на тепловую энергию, реализуемую потребителям в р.п. Таврическое, ст. Стрела, с. Карповка, с. Харламово, с. Прииртышье, п. Новоуральский, с. Пристанское, с. Сосновское, с. Луговое, с. Веселые Рощи, с. Новоселецк, с. Любомировка, с. Неверовка Таврического района Омской области, на очередной финансовый 2013 год. Материалы были представлены в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания).
После проведенной экспертизы предложений об установлении тарифов РЭК Омской области издан приказ № 521/67 от 20.12.2012 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр", которым утвержден на период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. с календарной разбивкой тариф на тепловую энергию (с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 1 713,69 рублей (с учетом НДС), с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. в размере 1755,05 рублей (с учетом НДС). Приказ № 521/67 опубликован в газете "Омский вестник" № 61 от 22.12.2012.
Полагая, что приказ от 20.12.2012 № 521/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" не соответствует Федеральному закону № 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующими указанных пунктов.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Оспариваемым Приказом РЭК Омской области установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Расчетный центр", которым утвержден на период с
01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. с календарной разбивкой тариф на тепловую энергию (с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. в размере 1 713,69 рублей (с учетом НДС), с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. в размере 1755,05 рублей (с учетом НДС).
В соответствии со статьей 9 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования) при регулировании тарифов, на усмотрение регулирующего органа, применяются; метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Как указано выше, заявитель обратился с заявлением в РЭК Омской области об установлении тарифа на 2013 год и расчет тарифа произвести методом индексации расходов с учетом изменения в 2013 году нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Омской области.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 при применении метода индексации учитываются:
1) программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;
2) отклонения фактических показателей производства продукции на розничном рынке и (или) оказываемых услуг от прогнозных;
3) отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;
4) отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса;
5) изменения нормативных правовых актов, влияющих на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;
7) изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Включение дополнительных статей расходов в необходимую валовую выручку при применении метода индексации не предусматривается, в связи с чем, тариф установлен методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 "О теплоснабжении" регулирование цен и тарифов осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) теплоносителя для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Пунктом 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размере необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, от реализации продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг).
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основ ценообразования).
Перечень затрат, включаемых в расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности, определен в пункте 19 Основ ценообразования, к ним относятся расходы: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
Пункт 16 Правил устанавливает, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

В соответствии с п. 72.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2044 № 20-э/2, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), осуществляется с учетом суммарного планового полезного отпуска тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей.
При формировании тарифа на 2012 год полезный отпуск тепловой энергии принят в объеме 138627,7 Гкал на основании представленного реестра договоров и объема технологических потерь при передаче тепловой энергии по сетям ООО "Расчетный центр", рассчитанных согласно "Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", утвержденной Заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003 и "Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии", утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.08 № 325.
При формировании тарифа на 2013 год полезный отпуск тепловой энергии принят в объеме 139 580,6 Гкал.
Увеличение объема полезного отпуска на 952,9 Гкал. (рост полезного отпуска на 1%) связано с подключением нескольких жилых домов к котельным № 1 села Сосновское, села Новоуральское, села Неверовка в октябре 2012 года. Данная информация представлена посредством почты ведущим техником по учету ООО "Расчетный центр".
Довод общества о том, что на основании анализа технико-экономических расчетов тариф на 2013 год является экономически необоснованным носит предположительный характер и отклонен судом.
Регулирующим органом указано, что предприятием не представлены расчеты по оспариваемым статьям затрат, не указан размер расходов, не учтенных при установлении тарифа на 2013 год. Данный факт не оспорен.
Поскольку в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию регулирующие органы обязаны принять меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" (ОГРН 1105509000354, ИНН 5534021221) к Региональной энергетической комиссии Омской области (ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418) о признании приказа от 20.12.2012 № 521/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Расчетный Центр" несоответствующим Федеральному закону № 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействительным, оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий
Л.А.Крещановская

Судьи
И.М.Солодкевич
Г.В.Стрелкова


------------------------------------------------------------------