Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 24.06.2013 N А46-4066/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов "а" и "г" пункта 6 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 27.02.2013 N 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу № А46-4066/2013

Резолютивная часть решения принята и объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 июня 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Стрелковой Г.В.,
судей Третинник М.А., Солодкевича И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шабаршиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) (ИНН 5508000095, ОГРН 1025500972342)
к Омскому городскому Совету (ИНН 5503032390, ОГРН 1025500757226)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
о признании недействующим решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" в части, при участии в судебном заседании:
от заявителя - Яроша С.Н. по доверенности № 11-11/ю от 08.02.2011 (до перерыва),
Даниловского М.В. по доверенности от 20.12.2012 № 96-2012 (до перерыва);
от заинтересованного лица - Голушкова Д.И. по доверенности от 29.04.2013;
от третьего лица - Глазковой Е.В. по доверенности от 04.12.12 № Исх-ДИО/19740,

установил:

открытое акционерное общество "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому городскому Совету о признании недействующим решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452".
В судебном заседании открытое акционерное общество "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) уточнило заявленные требования и просило признать недействующими подпункты "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452".
В обоснование заявленного требования ОАО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) указало на то, что подпункты "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" противоречат части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 7, статьям 12 и 51 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета № 92 от 20 сентября 1995 года. Статьей 12 Устава города Омска определены полномочия Омского городского Совета. При этом данной статьей Омскому городскому Совету не предоставлено право определять орган местного самоуправления, в чьи функции входили бы полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочия по проведению проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена. В обоснование нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности заявитель ссылается на то, что Арбитражным судом Омской области определением от 14.02.2013 по делу № А46-238/2013 со ссылкой на решение Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 произведена замена истца Главного управления по земельным ресурсам Омской области на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска. Кроме того, заявителю на праве собственности принадлежит участок строительства объектов соцкультбыта (участок № 67), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55-АА 423791 от 25.08.2011 г., границы которого не установлены.

Омский городской Совет и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в письменных отзывах с требованиями заявителя не согласились, сославшись на то, что, в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 6 статьи 8 Устава города Омска положение о структурном подразделении Администрации города Омска, которое является юридическим лицом, утверждается Омским городским Советом. В соответствии с частью 3 статьи 34, пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Пункт 19 статьи 12, пункт 10 части 1 статьи 22 Устава города Омска гласит, что Омский городской Совет и Администрация города Омска обладают и иными полномочиями, помимо прямо указанных в Уставе города. Полномочия собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, имеются у муниципального образования в силу федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Омской области от 09.02.2006 № 731-ОЗ (в редакции Закона Омской области от 06.12.2012 № 1496-ОЗ) "О регулировании земельных отношений в Омской области". Кроме того, заинтересованное и третье лицо не усматривают в данном случае нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, считает, что обращаясь в суд с данным заявлением общество злоупотребляет своим правом и обязано вносит плату за землю в бюджет независимо от того, кто выступает истцом по делу.
В судебном заседании представители ОАО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) поддержали заявление по основаниям, изложенным в нем и уточненном заявлении.
Представители Омского городского Совета и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска просили отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах.
Суд, рассмотрев материалы дела и заявление ОАО "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО), отзывы заинтересованного и третьего лица, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 25 июля 2012 года № 169 "Об утверждении структуры Администрации города Омска" Департамент имущественных отношений входит в структуру Администрации города Омска.
Полномочия Департамента имущественных отношений определены Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета № 452 от 26 октября 2011 года.
Подпунктами "а" и "г" пункта 6 статьи 1 Решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" были внесены изменения в подпункт 5 пункта 20 Положения, а также пункт 20 дополнен подпунктом 21.1. Подпункт 5 пункта 20 (функции департамента в сфере земельных отношений) Положения изложен в следующей редакции: "распоряжается земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м, металлических и железобетонных гаражных боксов, погребов". Пункт 20 дополнен подпунктом 21.1 следующего содержания: "проводит проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения".
Решение Омского городского Совета № 110 от 27 февраля 2013 года "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" опубликовано в газете "Третья столица" 28.02.2013 № 9(747).
Заявитель, считая подпункты "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" противоречащими части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 7, статьям 12 и 51 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета № 92 от 20 сентября 1995 года (в редакции от 26.09.2012), обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 193 (п. 3 части 1, часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено требование о том, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно содержать указание на права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
По мнению заявителя, подпункты "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452", противоречат части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; части 2 статьи 7, статьям 12 и 51 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета № 92 от 20 сентября 1995 года, (в редакции от 26.09.2012).
Как следует из части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета № 92 от 20 сентября 1995 года (в редакции от 26.09.2012), Устав города Омска и оформленные в виде правовых актов Решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории города Омска. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу города Омска и правовым актам, принятым на референдуме.
Компетенция Омского городского Совета установлена статьей 12 Устава города Омска.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Устава города Омска структура органов местного самоуправления города Омска и их полномочия, срок полномочий Омского городского Совета, депутатов Омского городского Совета, Мэра города Омска, закрепленные настоящим Уставом, могут быть изменены не иначе, как внесением изменений и дополнений в настоящий Устав.
Решение Омского городского Совета об изменении структуры и полномочий органов местного самоуправления города Омска, за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания Мэра города Омска, вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Омского городского Совета, принявшего указанное решение.
Ссылаясь на противоречие подпунктов "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452" приведенным нормам, заявитель не учел, что под структурой органов местного самоуправления статья 8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет ввиду Омский городской Совет, Мэра города Омска, Администрацию города Омска, Контрольно-счетную палату города Омска. Департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурной единицей одного из органов местного самоуправления - Администрации города Омска. Приведенные заявителем нормы законодательства не запрещают перераспределение полномочий (наделение дополнительными полномочиями) между структурными единицами органа местного самоуправления, в данном случае Администрации города Омска. При этом значение имеет лишь наличие у Администрации города Омска полномочий по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м, металлических и железобетонных гаражных боксов, погребов, а также по проведению проверок целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, по осуществлению обследования земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения.
Полномочия Администрации города Омска перечислены в статье 22 Устава города Омска.
Пунктом 10 части 1 статьи 22 Устава установлено, что Администрация города Омска осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, если они не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления.
Пунктами 4 и 19 части 1 статьи 6 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, а также осуществляют муниципальный земельный контроль.
Поскольку данные полномочия не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления, в силу пункта 10 части 1 статьи 22 Устава города Омска они являются полномочиями Администрации города Омска.
Таким образом, внося приведенные изменения и дополнения в Положение о департаменте имущественных отношений Омский городской Совет не менял установленных Уставом города Омска полномочий органов местного самоуправления.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности внесением изменений и дополнений в пункт 20 Положения о департаменте имущественных отношений. Экономический интерес заявителя не может выражаться в том, кто является истцом по делу о взыскании данной платы за землю. В данном случае плата взыскивается в доход местного бюджета, а не в пользу истца по делу. Заявителем не представлено доказательств того, что у него имеется экономический интерес в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении решения распределяет судебные расходы. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых вынесен судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.
Поскольку требование открытого акционерного общества "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) оставлено без удовлетворения, государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, относится на него.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление открытого акционерного общества "Радиозавод имени А.С. Попова" (РЕЛЕРО) о признании недействующими подпунктов "а" и "г" пункта 6 статьи 1 решения Омского городского Совета от 27.02.2013 № 110 "О внесении изменений в Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденное Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452", как противоречащих части 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; части 2 статьи 7, статьям 12 и 51 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета № 92 от 20 сентября 1995 года, (в редакции от 26.09.2012), оставить без удовлетворения. Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд ЗападноСибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Председательствующий судьи
Г.В.Стрелкова

Судьи
М.А.Третинник
И.М.Солодкевич


------------------------------------------------------------------