Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Омской области от 06.08.2013 N А46-5581/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.11.2012 N 389/60 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу № А46-5581/2013

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 августа 2013 года.
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Третинник М.А., судей Крещановской Л.А., Захарцевой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алдохиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Тепло" (ОГРН 1085543038404 ИНН 5506204939)
к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418 ИНН 5503051635)
о признании недействующим приказа от 30.11.2012 № 389/60, при участии в судебном заседании представителей
заявителя Галахова Ю.И. (паспорт) по доверенности от 01.12.2012 № 38, заинтересованного лица Мурановой Т.В. (паспорт) по доверенности от 09.01.2013 № 01-08/1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Тепло" (по тексту заявитель, ООО "Тепло", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области (РЭК Омской области, регулирующий орган) № 389/60 от 30.11.2012 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло".
В обоснование заявленных требований ООО "Тепло" указало на то, что установленный приказом № 389/60 тариф на горячую воду для потребителей Общества не покрывает его финансовые потребности как регулируемой организации. ОАО "Омскводоканал", как ресурсоснабжающая организация, требует оплату оказываемых услуг с учетом инвестиционной надбавки 0,41 руб/куб.м., установленной решением Омского городского Совета № 102 от 13.02.2008, которая при расчете тарифа на горячую воду, утвержденного приказом № 389/60, РЭК Омской области не была учтена. Количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, установленного приказом № 389/60, по мнению заявителя, рассчитано с нарушением пункта 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 47 от 15.02.2011, а именно: коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (Кп), при расчете тарифа регулирующим органом был учтен равным нулю, тогда как указанный коэффициент не может быть меньше участвующего в его расчете коэффициента для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей (К4), равного 0,15. ООО "Тепло" в пояснительной записке к расчету тарифа был представлен расчет коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (КП), а также информация о количестве и типе строений, что регулирующим органом во внимание не было принято. Установление количества тепла в размере, указанном в приказе № 389/60 для приготовления одного кубического метра горячей воды, по мнению заявителя, влечет нарушение его прав, как регулируемой организации, поскольку не покрывает финансовые потребности при осуществлении предпринимательской деятельности.
РЭК Омской области требования заявителя не признала, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого приказа № 389/60, пояснив, что включение в тариф на горячую воду инвестиционной надбавки, на которую ссылается заявитель, не предусмотрено нормативными правовыми актами, предусматривающими порядок расчета такого тарифа. Расчет тарифа, предложенный ООО "Тепло", в частности расчет коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (КП), при расчете тарифа на горячую воду, утвержденного приказом № 389/60, регулирующим органом не мог быть принят, поскольку Обществом документально не был подтвержден.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил, что 30.11.2012 РЭК Омской области был принят приказ № 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло", которым установлен тариф на горячую воду по категориям потребителей ООО "Тепло" на 2013 год.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Тепло" в арбитражный суд с заявлением о признании приказа РЭК Омской области № 389/60 недействующим как несоответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающего его права и охраняемые законом интересы как регулируемой организации.
Требования ООО "Тепло" подлежат оставлению без удовлетворения в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3, подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ от 30.12.2004 общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 9 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 постановления Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 № 520 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:
тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность).
Финансовые потребности организации коммунального комплекса определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями (пункт 48 постановления Правительства РФ № 520).
Порядок расчета тарифа на горячую воду установлен Разделом V.I.3. Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Установление тарифов (цен) производится РЭК Омской области путем рассмотрения соответствующих дел, открываемых по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, либо по инициативе РЭК Омской области (пункт 1.3 Регламента РЭК Омской области Регламентом РЭК Омской области, утвержденного приказом № 56/29 от 08.07.2008).
Порядок рассмотрения заявлений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по установлению тарифов (цен) урегулирован разделом 8 Регламента РЭК Омской области
Пунктом 8.2 Регламента РЭК Омской области установлено, что в случае установления тарифов (цен) по инициативе организации, осуществляющей регулируемую деятельность, такая организация направляет на имя руководителя Комиссии письменное заявление об установлении тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении указываются следующие сведения:
- сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), направившей (им) заявление (наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации, индивидуального предпринимателя);
- основания, по которым заявитель обратился в Комиссию для установления тарифов (цен);
- требование, с которым заявитель обращается.
К заявлению прилагаются в подлиннике или заверенных заявителем копиях документы, указанные в нормативных правовых актах (в зависимости от регулируемого вида деятельности).
Основания отказа в совершении государственными органами обязанностей, которые возложены на них законом, могут быть установлены только законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, организация коммунального комплекса представляет в орган, уполномоченный на установление тарифа, следующие документы: заявление об установлении тарифа с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет тарифа по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет.
При этом, направление регулирующим органом в адрес организаций коммунального комплекса запросов о предоставлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов, а также других документов Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, не предусмотрено.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по следующей формуле:



где:
- тариф на холодную воду питьевого качества для соответствующей группы потребителей (руб./куб. м);
- тариф на тепловую энергию для соответствующей группы потребителей (руб./Гкал);
Кпв - коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, определяемые в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии;
УСцтп - удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей (без учета потерь) в случае, если такие расходы не учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность), в расчете на 1 куб.м;
- количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, определяется по формуле (Гкал/куб.м):



где
с - удельная теплоемкость воды, 1 * Гкал/кг x 1 град. С;
p - плотность воды при температуре, равной , и среднем по году давлении воды в трубопроводе;
- средняя за год температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (град. C);
- средняя за год температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (град. C);
Kn - коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов", приложение 2, табл. 1 от 01.07.1996, официальное издание, М.: ГУП ЦПП, 1997 год), рассчитывается по следующей формуле:

Kn = (N1 * K1 + N2 * K2 + N3 * K3 + N4 * K4) / N, где

№ 1 - количество строений с неизолированными стояками и полотенцесушителями;
№ 2 - количество строений с изолированными стояками и полотенцесушителями;
№ 3 - количество строений с неизолированными стояками и без полотенцесушителей;
№ 4 - количество строений с изолированными стояками и без полотенцесушителей;
№ - количество строений с системами горячего водоснабжения (ГВС);
K1 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,35;
K2 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и полотенцесушителями, равен 0,25;
K3 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,25;
K4 - коэффициент для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей, равен 0,15.
Из материалов дела следует - ООО "Тепло" обратилось в РЭК Омской области с заявлением от 20.04.2012 № 24 об открытии дела по установлению тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2013 год. К заявлению в том числе были приложены расчет финансовых потребностей Общества для реализации производственной программы, пояснительная записка к расчету тарифа. При расчете по указанной выше формуле количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды , ООО "Тепло" указало величину, равную 0,05753 (Гкал/куб.м). Данная величина Обществом рассчитана в том числе с применением коэффициента, учитывающего потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (КП), равного 0,2553.
Коэффициент в указанном размере Обществом рассчитан исходя из указанных им в пояснительной записке количества и типов строений (№ 1 - количество строений с неизолированными стояками и полотенцесушителями; № 2 - количество строений с изолированными стояками и полотенцесушителями; № 3 - количество строений с неизолированными стояками и без полотенцесушителей; № 4 - количество строений с изолированными стояками и без полотенцесушителей). Однако, документов, подтверждающих количество и типы строений, участвующих в расчете коэффициента (Kn), ООО "Тепло" в РЭК Омской области не представило.
Учитывая, что документов, подтверждающих достоверность величин, участвующих в расчете тарифа, предложенного ООО "Тепло", последним не было представлено, а также то обстоятельство, что соблюдение принципа учета всех расходов организации при установлении тарифа предполагает представление ею всех обосновывающих расходы и коэффициенты документов, суд не усматривает со стороны регулирующего органа при расчете удельного количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, нарушений пункта 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Не могут быть приняты доводы заявителя о том, что коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (Кп), не может быть нулевым, то есть ниже участвующего в его расчете коэффициента для систем горячего водоснабжения с изолированными стояками и без полотенцесушителей (К4), равного 0,15.
Исходя из формулы, по которой рассчитывается коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения (Кп), по мнению суда, для применения любого из коэффициентов, в том числе K4, лицу, претендующему на учет величины в предложенном им размере, необходимо подтвердить количество и типы строений (N1, N2, N3, N4), для которых коэффициенты (К1, К2, К3, К4) предусмотрены.
Что касается ссылки ООО "Тепло" на то, что при расчете тарифа на горячую воду, утвержденного приказом № 389/60, не была учтена инвестиционная надбавка 0,41 руб/куб.м., установленная решением Омского городского Совета № 102 от 13.02.2008 для ОАО "Омскводоканал", то она также судом отклоняется на основании следующего.
Как было указано выше, порядок установления тарифа на горячую воду предусмотрен Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 № 416-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" от 14.07.2008 № 520, а также Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Министерством регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47. Указанные нормативные правовые акты не предусматривают включение при расчете тарифов на горячую воду для организаций коммунального комплекса надбавок к тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций. Заявителем, в свою очередь, нормы права, подтверждающий его доводы в рассматриваемой части, суду не названо.
На основании изложенного, учитывая, что судом не установлено нарушений закона при принятии РЭК Омской области приказа № 389/60 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло", то, что заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемым приказом № 389/60, оснований для признания обжалуемого нормативного правового акта недействующим суд не находит.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В данном случае заявление ООО "Тепло" оставлено судом без удовлетворения, понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 2000 руб., возмещению за счет средств заинтересованного лица не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -

решил:

Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.11.2012 № 389/60 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" признать соответствующим пункту 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом министерства регионального развития Российской федерации № 47 от 15.02.2011, подпунктам 1, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Тепло" о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 30.11.2012 № 389/60 "Об установлении тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тепло" оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
М.А.Третинник

Судьи
Л.А.Крещановская
С.Г.Захарцева


------------------------------------------------------------------